Данная статья посвящена трактату по воспитанию детей «Вадзоку додзикун» («Наставления о японских обычаях воспитания детей») японского ученого и мыслителя периода Токугава (1603-1868) Кайбара Экикэн (1630-1714). Цель исследования - определить, чему следовало научить мальчика в самурайской семье для его успешного интегрирования в общество в эпоху Токугава. Научная новизна заключается в том, что трактат Кайбара Экикэн «Вадзоку додзикун», а именно его третий свиток, впервые рассматривается в российском японоведении. В результате проведенного исследования была изучена программа обучения мальчиков в самурайских семьях, освоение которой, по мнению Кайбара Экикэн, способствовало тому, что ребенок во взрослом возрасте мог успешно встроиться в общество, сохранить семейные ценности и впоследствии передать их своим собственным детям.
The article analyses the treatise “Wazoku Dojikun” (“Teaching on Children’s Education Traditions in Japan”) by Kaibara Ekken (1630-1714), the Japanese botanist and philosopher of the Tokugawa period (1603-1868). The paper tries to answer the question: what knowledge, skills and abilities a boy should have possessed to be successfully integrated into the Edo society. Scientific originality of the study lies in the fact that the researcher examines Kaibara Ekken’s treatise, to be more exact, its third volume, for the first time in the domestic Japanology. The research findings are as follows: the author has investigated samurai boys’ education, which, according to Kaibara Ekken, secured their successful integration into the Edo society, allowed them to preserve and strengthen traditional family values.