АПОФАТИКА КРАЯ В ПОЭМЕ ВАЛЕРИЯ ДУДАРЕВА "ПЕТУШКИ - КОХМА, ДАЛЕЕ НИГДЕ"

Предмет статьи : апофатика художественного произведения. В статье рассматривается, как через художественное произведение реализуется апофатика культуры, проблема иеротопии. Объект статьи : поэма современного поэта В. Дударева «Петушки - Кохма, далее нигде», состоящая из тринадцати новелл. Многие писатели открыто обращаются к известным литературным сюжетам, что делает их произведения легко распознаваемыми. Однако в современной поэзии существуют примеры и латентного органичного усвоения вечных образов и сюжетов. Дударев, безусловно, обращается к поэме В. Ерофеева «Москва - Петушки», но вступает в творческий диалог-спор с классиком, что проявляется на сверхтекстовом уровне и связано с поисками отчего края, родного дома. Методология работы : целостный анализ художественных текстов в онтогерменевтическом ключе с привлечением семантического метода исследования. Результаты : в основе поэмы Валерия Дударева лежит сюжет метафизического путешествия и обретения главным героем малой родины, отчего края, который носит апофатический характер, что требует дополнительного культурологического комментария. Проведение параллелей с русской сказкой, обращение к ее иномирной парадигме представляется продуктивным, поскольку русский фольклор является неиссякаемым источником апофатического в русской культуре.

Subject of the article : apophatic of a literary work. The article examines how the apophatic of culture, the problem of hierotopy is implemented through a literary work. Object of the article : a poem of the contemporary poet V. Dudarev “Petushki - Kokhma, Further Nowhere”, consisting of thirteen short stories. Many writers openly refer to well-known literary plots, which make their works easily recognizable. However, in modern poetry there are examples of latent organic assimilation of eternal images and plots. Undoubtedly, Dudarev refers to V. Erofeev's poem “Moscow - Petushki”, but enters into a creative dialogue-dispute with the classic, which manifests itself at the super-textual level and is associated with the search for a fatherland, home. Research methodology : a holistic analysis of literary texts in an ontohermeneutic key with the use of a semantic research method. Results :Valery Dudarev's poem is based on the plot of a metaphysical journey and the main character finding a small homeland, a fatherland, which is apophatic in nature, and this requires additional culturological commentary. Drawing parallels with the Russian fairy tale, turning to its otherworldly paradigm seems productive, since Russian folklore is an inexhaustible apophatic source in Russian culture.

Authors
Дударева М.А. 1 , Кольцова Н.З.2
Publisher
Самарский федеральный исследовательский центр РАН
Number of issue
76
Language
Russian
Pages
92-97
Status
Published
Volume
23
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Keywords
apophatic; fatherland; ontology; Valery Dudarev's works; Yunost magazine; poem by VenediktErofeev; culture transmission; russian folklore; апофатика; Отчий край; онтология; творчество Валерия Дударева; журнал "Юность"; поэма Вен. Ерофеева; трансмиссия культуры; русский фольклор
Share

Other records

Дударева М.А.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Самарский федеральный исследовательский центр РАН. Vol. 23. 2021. P. 87-91
Дударева М.А.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Самарский федеральный исследовательский центр РАН. Vol. 23. 2021. P. 65-69