В работе рассмотрены проблемы организации дистанционного преподавания информационных технологий медицинским работникам в условиях непрерывного последипломного образования. Исследование основано на анализе имеющегося коллективного опыта дистанционного преподавания информационных технологий 277 медицинским работникам в последипломном образовании на кафедре медицинской информатики и физики Северо-Западного государственного медицинского университета; анализе эффективности обучения по результатам контроля успеваемости (тестовых заданий и финальных контрольных испытаний); анализе результатов анонимного анкетирования слушателей; анализе дистанционных бесед и обсуждений со слушателями. Подробно рассмотрены такие аспекты темы как методика и организация проведения дистанционных занятий, особенности и проблемы дистанционных занятий, отношение слушателей к дистанционному обучению. Основными выводами проведенного исследования являются следующие, к числу важнейших проблем относятся недостаточность обратной связи между преподавателем и слушателями; требующийся повышенный уровень мотивации слушателей для успешности дистанционного обучения; сложности с техническим обеспечением. В результате отмечается более низкий конечный уровень подготовки слушателей в процессе дистанционного обучения, особенно в части, касающейся практических навыков. Показано, что примерно треть слушателей не готова к дистанционному обучению. В то же время, отмечаются и положительные стороны дистанционной формы обучения: удобство совмещения учебы и работы, возможности обучения в любое удобное время в комфортных условиях и без транспортных потерь.
This article explores the problems of organizing distance teaching of information technologies to medical workers in the conditions of continuous postgraduate education. The research leans on the analysis of the existing collective experience in the sphere of teaching of information technologies to 277 medical workers in postgraduate education in the department of Medical Informatics and Physics of Mechnikov North-West State Medical University; assessment of learning efficiency based on the results of monitoring of academic performance (test assignments and benchmark tests); analysis of the anonymous survey results conducted among students, as well as online discussions. The author examines such aspects of the topic as the methodology and organization, peculiarities and challenges of e-learning, and the attitude of students towards it. The conclusions is made on the lack of communication between the pedagogue and the students; heightened motivation of students for achieving success in e-learning; technical support difficulties. As a result, the author notes the lower attainment level, namely as far as practical skills. It is established that approximately one third of the students is not ready for e-learning. At the same time, there article revels the advantages of e-learning, such as ability to combine study and work, taking online courses at any convenient time in a comfortable environment and without transport expanses.