Статья посвящена рассмотрению особенностей становления концепции Buen Vivir («хорошая жизнь») в контексте усиления значимости экологического фактора в международных отношениях. Авторы выделяют основные этапы взаимодействия между странами при решении социально-экологических проблем, где на смену антропоцентрическому подходу пришли экоцентрические концепции. В Латинской Америке одним из примеров возникновения такого рода концепций по урегулированию взаимоотношений человечества с окружающей средой с целью ее сохранения является концепция Buen Vivir. Авторы раскрывают содержание ее основных идей, отмечая важную роль коренного населения в таких странах, как Эквадор и Боливия, где местные общины смогли повлиять на дискуссии не только по вопросам климатических изменений, но и касательно альтернативных моделей развития в своих странах. При этом впервые в отечественной историографии проводится анализ того, насколько данная концепция увязывается с развитием такого направления в международных отношениях, как энвайронментализм, а также какое место она может занимать в теории МО. Основные результаты исследования, к которым пришли авторы: 1) возрастает роль и значимость экологического фактора в современных мирополитических процессах, при этом наблюдается политизация экологических проблем; 2) увеличивается количество исследований по темам, связанным с экологизмом в МО, которые становятся одной из доминант не только общественного, но и научного дискурса; 3) концепция устойчивого развития в той мере, в какой она отвечала на вопросы экономических изменений, полностью не удовлетворяла запросам экологического характера, что и предопределило появление в Латинской Америке отдельной концепции развития с упором на экологическую составляющую; 4) Buen Vivir явилась своего рода латиноамериканским ответом на поиск модели урегулирования взаимоотношений человечества с окружающей средой с целью ее сохранения; 5) концепция Buen Vivir наиболее успешно была реализована в Эквадоре и Боливии по той причине, что в этих странах проживает значительная доля индейцев, а их мировоззрение тесно переплетается с ключевыми идеями данной концепции.
The authors consider the peculiarities of emergence of Buen Vivir сoncept in the context of increasing importance of the environmental factor in international relations. The authors present the main ideas of this concept, which became a logical response to environmental challenges - first from the autonomous societies of Latin America, and then found its reflection at the state level in countries such as Ecuador and Bolivia. At the same time, for the first time in Russian historiography, we present an analysis of this concept connection to the development of such a direction in international relations as environmentalism, as well as what place it can occupy in the international relations theory. The main results of the research are as follows: 1) the role and significance of the environmental factor in modern IR is increasing, while politicization of environmental problems is observed; 2) the number of studies on topics related to environmentalism in IR is increasing, with them becoming one of the dominants of not only public, but also a research discourse; 3) the concept of sustainable development did not fully comply with existing demands, which predetermined the emergence in Latin America of a separate concept of development, with an emphasis on the environmental component, being a Latin American ‘response’ to the search of a model for regulating the relationship of mankind with the environment in order to preserve it; 4) the concept of Buen Vivir was most successfully implemented in Ecuador and Bolivia as these countries are home to a significant number of Native Indians, and their worldview is closely intertwined with the key ideas of the concept.