Статья посвящена состоянию и ближайшим перспективам китайско-американских отношений. Смена администрации США привела к еще большему их усложнению, что наряду с теми негативными факторами, которые привнесло в двустороннюю повестку окружение Д. Трампа, способно привести к длительному кризису в отношениях между Пекином и Вашингтоном. Взаимные трения отчасти вызваны и личностным фактором, связанным с неготовностью части политической элиты вести с Китаем равноправный и содержательный диалог, что отчетливо проявилось в ходе -недавнего диалога высокого уровня в Анкоридже. За несколько месяцев контактов сторонам пока не удалось сформировать действенные механизмы взаимного сотрудничества, прежде всего в области торговли и безопасности. Основной сферой взаимного противостояния, скорее всего, станет сфера информационных и высокотехнологичных производств, что может привести к дальнейшему росту взаимной напряженности в долгосрочной перспективе. Администрация Дж. Байдена не спешит отменять односторонние торговые ограничения и усиливает санкционное давление на Китай. Кроме того, декларируемый Вашингтоном в последние месяцы многосторонний подход пока предстает лишь как дополнительное средство сдерживания Китая. Более жесткий подход в отстаивании своих интересов демонстрирует и китайская сторона, настаивающая на ¬недопустимости вмешательства в ее внутренние дела, бесперспективности санкционного давления и выступающая против монополизации Вашингтоном “лексического права” в международных отношениях. Анализ объективных факторов также говорит о том, что Китай становится все более сложным партнером в переговорах с США. При этом китайско-американские отношения слишком важны для обеих сторон, связанных сложной сетью взаимозависимости в различных сферах: экономической, стратегической, глобального управления и других. В ближайшей перспективе улучшение двусторонних отношений, скорее всего, может произойти в сферах защиты окружающей среды, совершенствовании правил взаимной торговли и реформировании многосторонних международных организаций и институтов.
The article is devoted to the current state and short-term prospects of Sino-US relations. On a par with major negative factors brought into agenda of Sino-US relations by previous Trump administration, the US government transition can by far lead to a long-term crisis in the relations between Beijing and Washington. Mutual frictions are partly caused by a personal factor associated with the unpreparedness of some members of the US political elite to conduct an equal and essential dialogue with China, what was demonstrated clearly during recent senior dialogue held in Anchorage. During several months of contacts, the two parties have not yet succeeded in forming effective mechanisms of mutual cooperation, primarily in the field of trade and security. Most likely, cyber security and high-tech could become the main area of mutual confrontation, which may lead to a further increase in mutual tension in the long term. The Biden administration seems in no rush to lift trade tariffs imposed by Donald Trump and increases sanctions’ pressure on China. Moreover, new multilateral approach declared by Washington in recent months appears so far to be merely an additional tool of containment of China. China as well demonstrates a tougher approach in defending its interests, insisting on the inadmissibility of interference in its internal affairs, the futility of sanctions pressure and opposing monopolization of “lexical right” by the USA in international relations. Objective factors analysis also suggests that China is becoming an increasingly difficult partner in negotiations with the United States. However, Sino-US relations are too important for both sides, which are connected by a complex web of interdependence in various spheres: economic, strategic, global governance, and others. In the short term, improvement in bilateral relations is likely to occur in the areas of environmental protection, mutual trade bilateral rules improvement, and reforming multilateral international organizations and institutions.