Предметом исследования настоящей статьи являются общественные отношения в сфере обеспечения личной и коллективной безопасности сотрудников ОВД в ходе оперативно-служебной деятельности. Объектом исследования полагаем формирование и совершенствование навыков обеспечения личной безопасности у сотрудников ОВД в процессе освоения основной программы профессионального обучения и на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке. Актуальность данной работы связана с задачами повышения качества профессиональной подготовки специалистов в образовательных организациях ОВД, с необходимостью сохранения работоспособности сотрудников правоохранительных органов, что обусловливает эффективность их деятельности. В статье проведен анализ дорожно-транспортных происшествий, выявлены категории лиц, их допускающих, и показана доля ДТП, допущенных водителями, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Выявлены основные причины получения травм сотрудниками ОВД и ДПС ГИБДД МВД России. Проанализирована вероятность возникновения конфликтных ситуаций между сотрудниками ДПС и водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Методология проведенного исследования основана на применении методов включённого наблюдения, анализа практического опыта организаций ОВД, междисциплинарного анализа литературы и нормативно-правовых документов по рассматриваемой проблеме. Научная новизна исследования заключается в следующем: а) сделан анализ статистики правонарушений последних лет; б) ставится проблема развития у сотрудников ОВД навыков обеспечения личной безопасности; в) проанализировано содержание и структура учебных программ повышения квалификации. Основными выводами проведенного исследования является обоснование необходимости усовершенствования основной программы профессионального обучения и проведение ряда мероприятий, направленных на обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД в ходе оперативно-служебной деятельности. Приведенная в статье статистика гибели и получения сотрудниками ОВД травм, а также рассмотренный пример получения сотрудником ДПС травмы в ходе составления процессуальных документов говорит о значимости проводимых исследований по данному направлению.
The research object is social relations emerging in the field of road police officers’ personal and collective safety protection while in the execution of their duties. The research object is the formation and improvement of personal safety protection skills of internal affairs officers in the process of their professional training. The topicality of the research is connected with the tasks of professional training quality improvement at the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and the necessity to maintain the working efficiency of law enforcement officers which determines the effectiveness of their work. The study contains the analysis of road accidents, determines the types of persons allowing them to happen, and describes the proportion of road accidents caused by drivers in a state of alcoholic intoxication. The authors define the main causes of internal affairs and road police officers traumatization; analyze the probability of conflict situations between road police officers and drivers in a state of alcoholic intoxication. The research methodology is based on the methods of involved observation, the analysis of the practical experience of the internal affairs agencies, and the interdisciplinary analysis of academic works and regulating documents in the field under consideration. The scientific novelty of the research is as follows: a) the authors analyze the offences committed in the recent years; b) the authors raise the problem of the improvement of personal safety protection skills of internal affairs officers; c) the authors analyze the contents and the structure of professional training programs. The conclusions of the research substantiate the necessity to improve the main professional training program and to take particular steps aimed at the protection of personal safety of internal affairs officers while in the execution of their duties. The statistical data described in the article as well as the example of a road police officer traumatization while making up a protocol, proves the importance of research in this field.