В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования профессионального самоотношения субъекта деятельности на этапе подготовки специалистов в системе высшего образования. Цель исследования - определить особенности профессионального самоотношения будущих специалистов сфер образования, журналистики, лингвистики. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, методы описательной статистики, критерий сравнения U Манна - Уитни, дисперсионный факторный анализ. Приведены результаты эмпирического исследования профессионального самоотношения российских и белорусских студентов разных специальностей. Представлены выявленные феномены внутренней конфликтности профессионального самоотношения и противоречия смыслов «Я», связанных с профессией, у будущих специалистов. Осуществлен анализ влияния специфики профессиональной деятельности и ее востребованности в обществе на профессиональное самоотношение будущих специалистов сферы образования (филологи), деловой коммуникации (лингвисты), средств массовой коммуникации (журналисты). Результаты исследования углубляют научные знания о факторах и механизмах профессионального становления личности, а также могут быть использованы специалистами сферы непрерывного профессионального образования в практике системы сопровождения будущих и начинающих педагогов, лингвистов, журналистов.
The article treats the problem of developinguniversity students’ professional self-concept. The aim of the research is to identify the peculiarities of professional self-concept in novice teachers, journalists and linguists. Research methods are theoretical analysis, testing, descriptive statistics, the Mann-Whitney U test, dispersion index. The article provides the results of an empirical research of the development of professional self-concept in Russian and Belorussian students. It focuses on the phenomenon of internal contradictions between novice specialists’ professional self-concept and their self-image. The article analyzes the influence of the popularity of a profession and the specifics of professional activities on professional self-concept of novice language teachers, linguists, and journalists. The results of the research give an insight into factors and mechanisms of professional development and can be used by specialists of continuous vocational education as means of providing support to novice teachers, linguists and journalists.