В работе рассматривается состав авианесущих кораблей Черноморского флота в годы Первой мировой войны. Уделено внимание их тактико-техническим характеристикам. В качестве материалов авторами были привлечены документы Российского государственного архива военно-морского флота (Санкт-Петербург, Российская Федерация). Данные документы впервые введены в научный оборот. Также в работе использовались справочные материалы по теме исследования. Методология исследования базируется на историзме, объективности и ретроспективности. Применение этих методов позволило рассмотреть состав авианесущих судов Черноморского флота в контексте конкретно-исторической обстановки. Ретроспективный метод позволил проанализировать процесс создания авианесущих судов за счет перевооружения и переоборудования гражданских грузопассажирских пароходов в самом начале Первой мировой войны, что стало возможным благодаря применению уникальных технологических компетенций ученых и инженеров для создания инновационной техники, что в свою очередь привело к формированию новых компетенций. В заключении авторы отмечают, что Черноморский флот к началу 1917 г. располагал большим количеством авианесущих судов. Здесь были не только большие заградители и гидрокрейсера, но и обычные крейсера и канонерские лодки. Общее количество самолетов, которое можно было одновременно взять на борт авианесущих кораблей, превышало 100 единиц и было вполне достаточным не только для разведывательных мероприятий и корректировки артиллерийского огня, но и для массированных бомбардировок.
The article considers the composition of aircraft carriers of the Black sea fleet during the First World War. The attention is paid to their tactical and technical characteristics. The authors used as materials the documents of the Russian state archive of the Navy (St. Petersburg, Russian Federation). These documents were first introduced into scientific circulation. The reference materials on the research topic were also used in the work. The research methodology is based on historicism, objectivity and retrospect. The use of these methods allowed us to consider the composition of aircraft carriers of the Black sea fleet in the context of a specific historical situation. The retrospective method allowed us to analyze the process of creating aircraft carriers due to the rearmament and retrofitting of civil cargo-passenger steamers at the very beginning of the First World War, this was made possible by applying the unique technological competencies of scientists and engineers to create an innovative technology, which in turn led to the formation of new competencies. In conclusion, the authors state that the Black sea fleet by the beginning of 1917 had a large number of aircraft carriers. There were not only large minelayers and hydro-cruisers, but also ordinary cruisers and gunboats. The total number of aircraft that could be simultaneously taken on board aircraft carriers exceeded 100 units and was quite sufficient not only for intelligence activities and adjustments to artillery fire, but also for massive bombardments.