В данной статье представлен анализ таких терминов, как «стресс», «стресс - резистентность», «совладающее поведение», среди российских и зарубежных источников. Рассмотрены ключевые специфические характеристики спортивной деятельности, волейбола, как вида спорта. Далее, в статье описаны результаты, полученные по итогам исследования особенностей стресс - резистентности профессиональных волейболисток, игроков женской сборной РУДН по волейболу. Выборку составили 110 спортсменок - студенток РУДН от 18 до 22 лет. Исследование проводилось в соревновательный период. Результаты корреляции Спирмена продемонстрировали, что понижение способности волейболисток РУДН противостоять соревновательным помехам связано с отсутствием конструктивной коммуникации с командой и руководством по поводу постановки достижимых целей. Факторный анализ позволил выявить 6 ключевых воздействующих на стрессоустойчивость спортсменок стресс - факторов. Наиболее высокую факторную нагрузку продемонстрировали факторы «Уровень самоуверенности спортсмена при различного рода помехах», «Отношение к спортивной неудаче», «Предстартовое состояние спортсмена». В завершении статьи представлены оригинальные практические рекомендации для повышения резистентности к стресс-факторам, воздействующим на членов женской сборной РУДН по волейболу в процессе соревновательной деятельности. Рекомендации состоят из следующих техник: пересмотр актуальных целевых установок команды и постановка достижимых целей, отвечающих уровню волейболисток РУДН; игрокам женской сборной РУДН по волейболу необходимо использовать методику воображения визуально-моторной модели поведения, в процессе которого волейболистки смогут изменить потенциальные ошибки и избежать их в матче; также, релевантным будет являться метод группового самоанализа и обсуждение установленных целей, последующее их разделение на долгосрочные и краткосрочные; были представлены техники «Эмоциональный мониторинг» и «Дневник стресса»; наконец, игрокам рекомендована техника «Стрессометр», которая позволит стабилизировать уровень стресса. Имеется акт о принятии к внедрению разработанных практических рекомендаций в практическую деятельность женской сборной РУДН по волейболу от 19 апреля 2021 года.
This article presents an analysis of such terms as "stress", "stress - resistance", "coping behavior" among Russian and foreign sources. The key specific characteristics of sports activity, volleyball, as a kind of sport are considered. Further, the article describes the results obtained from the study of the peculiarities of stress - resistance of professional volleyball players, players of the RUDN women's national volleyball team. The sample consisted of 110 athletes - RUDN University students from 18 to 22 years old. The research was carried out during the competitive period. Spearman's correlation results demonstrated that a decrease in the ability of RUDN University volleyball players to withstand competitive interference is associated with a lack of constructive communication with the team and management regarding the setting of achievable goals. Factor analysis allowed to reveal 6 key stress factors influencing athletes' stress resistance. The highest factor load was demonstrated by the factors “The level of self-confidence of an athlete with various kinds of interference”, “Attitude to sports failure”, “Pre-start state of an athlete”. At the end of the article, original practical recommendations are presented for increasing the resistance to stress factors affecting the members of the RUDN University women's volleyball team in the process of competitive activity. The recommendations consist of the following techniques: revising the team's current target settings and setting achievable goals that correspond to the level of RUDN University volleyball players; players of the RUDN women's national volleyball team need to use the visual-motor model of behavior imagination, during which volleyball players will be able to change potential mistakes and avoid them in the match; also, the method of group introspection and discussion of established goals, their subsequent division into long-term and short-term ones, will be relevant; the techniques "Emotional Monitoring" and "Stress Diary" were presented; Finally, the Stress Gauge technique is recommended for players to stabilize their stress levels. There is an act of acceptance for the implementation of the developed practical recommendations into the practical activities of the RUDN University women's volleyball team dated April 19, 2021.