Статья приурочена к 140-летию со дня рождения русского писателя Б. Зайцева и посвящена апофатике русской художественной культуры, а именно феномену смерти в рассказе эмигрантского периода «Авдотья-смерть», который исследуется с культурфилософских позиций. Объектом исследования в самом широком смысле слова является апофатика словесной культуры, которая проявляется через танатологический дискурс. Смерть априори апофатична, но это не значит, что мы не можем приблизиться к ее пониманию. Предметом статьи выступает апофатическая сторона феномена смерти. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу художественного текста с привлечением семантического метода. Результаты исследования заключаются в целостном культурфилософском осмыслении феномена смерти в рассказе Б. Зайцева; ведется дискуссия с мнением исследователей относительно заглавного образа, его природы и функций в произведении. Образ главной героини не инфернален, а апофатичен. Авдотья в онтологическом плане выполняет функции смерти дальней или прирученной смерти в зависимости от того, с кем вступает в «диалог», - с мужиками из деревни Кочки или бедной набожной учительницей Лизой. Топос деревни в рассказе потенциально связан с «тем светом» и инфернален по своей природе. Полученные результаты могут быть интересны как культурологам для последующего социального-философского анализа феномена смерти, так и филологам, изучающим поэтику Б. Зайцева.