Обоснована необходимость формирования социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов. Осуществлен анализ понятия «социокультурная компетенция», определен ее аспектный состав (аксиологический, информационный, деятельностный), уровни (критический, адаптивный и продуктивный), отражающие сформированность социокультурной компетенции у старшеклассников, и критерии (мотивации, когнитивности, функциональности и поведения), на основе которых выделяются данные уровни. Рассмотрены вопросы использования технологии смешанного обучения при обучении иностранным языкам. Основное внимание акцентировано на отборе образовательной технологии «перевернутый класс», которую относят к моделям смешанного обучения. Модель обучения на основе технологии «перевернутый класс» состоит из следующих компонентов: обновленного содержания, интерактивных методов, организационных форм, средств традиционного и дистанционного обучения и комплекса самостоятельно разработанных заданий и упражнений для трех этапов работы с художественными фильмами (допросмотровом, просмотровом, послепросмотровом). Апробирование данного комплекса осуществилось в рамках специально проведенного для этого педагогического эксперимента, в результате которого комплекс подтвердил свою эффективность Доказано, что методически грамотно организованная работа по формированию социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов делает процесс обучения иностранному языку творческим и созидательным.
We substantiate the necessity of the formation of socio-cultural competence among high school students in foreign language lessons through authentic feature films. We carry out the analysis of the concept of “sociocultural competence”, its aspect composition (axiological, informational, activity), levels (critical, adaptive and productive), reflecting the formation of sociocultural competence in high school students, and criteria (motivation, cognition, functionality and behavior) are determined, based on which these levels are highlighted. We consider the issues of using the technology of blended learning in teaching foreign languages. The main focus is on the selection of educational technology “flipped class”, which is referred to as blended learning models. The teaching model based on the inverted classroom technology consists of the following components: updated content, interactive methods, organizational forms, means of traditional and distance learning and a set of independently developed tasks and exercises for three stages of working with feature films (interrogation, viewing, post-viewing). The testing of this complex is carried out within the framework of a specially conducted pedagogical experiment, as a result of which the complex has confirmed its effectiveness. We prove that methodologically well-organized work on the formation of socio-cultural competence among high school students in foreign language lessons through authentic feature films makes the process of teaching a foreign language creative and constructive.