Интертекстуальность как определяющий фактор восприятия научно-популярного креолизованного текста

Рассмотрена проблема зависимости восприятия креолизованного текста от его интертекстуальности. Интерпретированы результаты эксперимента, проведенного с целью выявления связи между запоминанием информации научно-популярного креолизованного текста и интертекстуальностью дискурса. Авторы, считая, что всем научно-популярным текстам присуще свойство интертекстуальности, предлагают различать интертекстуальность текста и интертекстуальность дискурса. Интертекстуальность текста является объективной характеристикой текста в зависимости от наличия в нем (явных или скрытых) отсылок к другим текстам. Интертекстуальность дискурса зависит от реципиента и характеризует существование интертекстуальности текста именно для него (т.е. знание им предшествующих текстов). В ходе эксперимента изучено влияние на восприятие научно-популярного текста визуального реалистического представления основной и периферийной информации разной степени известности для реципиентов. Установлено, что если дискурс интертекстуален, то визуальное образное представление информации приводит к ее безошибочному запоминанию реципиентами. Если свойство интертекстуальности отсутствует, то изображение помогает получить представление о содержании иллюстрируемого фрагмента вербального текста, однако стопроцентного усвоения информации не происходит. Результаты эксперимента показали, что образное рисуночное представление информации не приводит к улучшению восприятия и запоминания неизвестных реципиентам структурных моделей, например классификации по различным параметрам.

Intertextuality as a determining factor in the perception of popular science creolized text

The article is devoted to the problem of dependence of perception of creolized text on its intertextuality. The article interprets the results of an experiment conducted to identify the relationship between the memorization of information of the popular science creolized text and the intertextuality of discourse. Considering all popular scientific texts to have the property of intertextuality, we propose to distinguish between intertextuality of the text and intertextuality of discourse. The first is an objective characteristic of the text, depending on the presence of (explicit or implicit) references to other texts. The second depends on the recipient and characterizes the existence of intertextuality of the text for him (that is, knowledge of previous texts).During the experiment, the influence of visual realistic representation of the main and peripheral information of various degrees of awareness for recipients on the perception of popular science text was studied. It was found that if the discourse is intertextual, the visual representation of information leads to its unmistakable memorization by recipients. If the property of intertextuality is absent, the image helps to get an idea of the content of the illustrated fragment of the verbal text, but one hundred percent assimilation of information does not occur.The results of the experiment show that the pictorial representation of information does not lead to improved perception and memorization of structural models not known to recipients, for example, classification by various parameters.

Authors
Publisher
ООО "Инновационный научно-образовательный и издательский центр "АЛМАВЕСТ"
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
42-49
Status
Published
Year
2019
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
  • 2 Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ
  • 3 Российский новый университет
Keywords
интертекстуальность; визуальное восприятие; креолизованный текст; научно-популярный текст; экспериментальное исследование; запоминание информации
Share

Other records

Bkhat Suraya B., Ryabova M.E.
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет". 2019. P. 13-21