Статья посвящена выявлению специфических лингвистических характеристик прецедентного имени собственного в заголовке медиатекста как в его особом компоненте. Рассматривая различные подходы к пониманию термина «концепт», авторы определяют ряд сходств с пониманием сущности концепта в медиалингвистике и экстраполируют это понятие на функционирование имени собственного в новостных публикациях российских СМИ. На материале заголовков российских сетевых информационных лент, в которых фигурирует имя известного своей пассионарностью бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса, авторы рассматривают внутренние взаимосвязи между прецедентностью имени собственного как концепта и спецификой концентрации смыслов медиатекста в его заголовке. Авторы обращают внимание на возможности имени собственного стать концептом и выполнять прецедентные задачи в медиатексте, который, в свою очередь, становится прецедентным. Авторы выявляют, что, используя в содержании заголовка прецедентное имя собственное «Уго Чавес», делает заголовок не только информационно насыщенным, но и наполняет его дополнительными скрытыми коннотациями свернутого характера. В результате проделанного анализа авторы приходят к выводу о том, что заголовок медиатекста является концентратором информационно обусловленных смыслов, а использующееся в нем имя собственное становится концептом, который определяет прецедентность публикации.
The article is devoted to the identification of specific linguistic characteristics of the precedent proper name in the heading of a media text as in its special component. Considering various approaches to understanding the term “concept”, the authors identify a number of similarities with understanding the essence of the concept in medialinguistics and extrapolate this concept to the functioning of a proper name in Russian media news publications. Based on the material of the headlines of Russian network informational tapes, in which the name of the former Venezuelan President Hugo Chavez, known for his passionarity, appears, the authors examine the internal relationships between the precedence of the proper name as a concept and the specificity of the concentration of the meanings of the media text in its title. The authors pay attention to the possibilities of a proper name to become a concept and perform case-studies in a media text, which, in turn, becomes case-law. The authors reveal that, using the precedent name proper “Hugo Chavez” in the content of the title, makes the title not only informative, but also fills it with additional hidden connotations of a convoluted nature. As a result of the analysis, the authors come to the conclusion that the heading of the media text is a concentrator of information-driven meanings, and the proper name used in it becomes a concept that determines the precedent of publication.