Идея божественного в философии нигилизма Ф. Ницше в восприятии В.С. Соловьева, А. Белого, Л. Шестова и А.Ф. Лосева

Целью статьи является рассмотрение контекста вопроса о Боге и идее божественного в философии Ф. Ницше, что предпринимается на основе анализа восприятия данного вопроса в русской религиозной философии конца 19 - первой трети 20 веков. А именно теоретическими источниками исследования заявленного вопроса у Ницше служат работы крупнейших авторов по данной теме в русской религиозной философии данного периода - В.С. Соловьева, А. Белого, Л. Шестова и А.Ф. Лосева. Ключевой гипотезой статьи является мысль о том, что общим контекстом понимания мысли Ницше о Боге является его философия нигилизма, которая включает в себя целую палитру вопросов - от провозглашения тезиса «Бог умер» до поисков причин утраты веры и виновных в смерти Бога. В работе использовались историко-философский и общенаучные методы, а также интерпретация методологии Ницше через созданный им метод понимания культуры - дихотомию аполлонического и дионисийского принципов мышления. Автором предлагается собственная классификация воззрений указанных отечественных прочтений идеи божественного у Ницше. Основой классификацией служит принадлежность прочтения Ницше к одному из полюсов: Ницше как максимально или минимально «дионисийский» мыслитель, а также - Ницше как максимально или минимально «аполлонический» мыслитель (то есть в своей же собственной методологии проявляющий открытые им же принципы). Данный результат может иметь широкое применение как в дидактических целях, так и при решении задач по анализу применимости ницшеанских концептов и ходов мысли к проблемам религиозной этики.

The idea of the divine in F. Nietzsche's philosophy of nihilism in the perception of V. Solovyov, A. Bely, L. Shestov and A. Losev

The purpose of the article is to examine the question of God and the divine reality in the context of his philosophy of nihilism, which is undertaken on the basis of an analysis of the perception of this issue in the Russian religious philosophy at the turn of the 19th and 20th centuries. In particular, the theoretical sources of Nietzsche's research on the issue are the works of the largest authors on this topic in the Russian religious philosophy of this period - V. S. Solovyov, A. Bely, L. Shestov and A. F. Losev. The key hypothesis of the article is the idea that the General context of understanding Nietzsche's thought about God is his philosophy of nihilism, which includes a wide range of issues (the thesis "God is dead", the search for the causes of loss of faith and those responsible for the lifeless morality). The work is based on historical-philosophical and general scientific methods, as well as the interpretation of Nietzsche's methodology through his own method of understanding culture - through the dichotomy of the Apollonian and the Dionysian principles of thinking. The author offers his own classification of the views of these readings of the idea of the divine in Nietzsche’s thought. The basis of the classification is that Nietzsche's reading of the idea of the divine belongs to one of the poles: Nietzsche as the maximum or minimum of "Dionysian thinker”, Nietzsche as the maximum or minimum "Apollonian thinker" (that is, in his own methodology, manifesting the principles he discovered). This result can be widely used both for didactic purposes as well as for solving problems of analyzing the applicability of Nietzschean concepts to various problems of religious ethics.

Authors
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
103-110
Status
Published
Volume
13
Year
2019
Organizations
  • 1 Peoples' Friendship University of Russia
Keywords
philosophy of nihilism; F. Nietzsche; V. S. Solovyov; A. Bely; L. Shestov; A. F. Losev; "death of God"; apollonian; Dionysian; философия нигилизма; Ф. Ницше; В.С. Соловьев; А. Белый; Л. Шестов; А.Ф. Лосев; "смерть Бога"; аполлоническое; дионисийское
Share

Other records