Кто убил бедную Лизу? Трансмиссия культуры в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"

Обращение к повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в разветвленном культурно-историческом контексте позволяет поставить вопрос о трансмиссии культуры, её «вертикальном» измерении. Что, в свою очередь, позволяет разграничить героев соответственно их культурным типам: Лиза - человек «почвы», наделена сакральными знаниями предков, Эраст - человек «культуры», оторван от земли. В этой связи оказывается актуальным не столько социальное неравенство героев, на которое обращали внимание исследователи, сколько их разное мировоззрение, отношение к природе, любви и т.д. В этом аспекте актуальны также параллели с русской фольклорной традицией, лирикой, где концепт «любовь» репрезентирован через лексемы «душенька», «душа», «сердце». Именно к этим архаическим знаниям, наследию веков, приобщена главная героиня, Лиза. Отрешение от любви, несчастная любовь в этом аспекте равнозначны потере жизни. Исходя из подобных представлений, поступок Лизы рассматривается под другим углом: смерть - единственно возможный исход для героини, её жизни сердца. В типологическом плане продуктивно обращение к «Опытам» М. Монтеня, к его положениям о сердечной жизни, которая во многом сообразна жизни натуры. Философия Монтеня в то время была хорошо знакома литературной России.Методологической базой работы выступают структурно-типологический, сравнительно-сопоставительный, системно-комплексный (культурологический) методы исследования, которые позволяют комплексно подойти к анализу художественного текста, показать национальный космос в повести Карамзина. Полученные результаты могут быть интересны как филологам, так и культурологам, также могут быть использованы в курсах по истории русской литературы.

An appeal to the novel “Poor Lisa” by Nikolay Karamzin in an extensive cultural and historical context provides an opportunity to pose a question on the transmission of culture, its “vertical” dimension. This makes it possible to distinguish between the characters according to their cultural types: Liza is a person of “soil”, endowed with ancestors’ sacred knowledge, while Erast is a man of «culture» out of touch with the ground. In this regard, it proves to be relevant not so much the social inequality of the characters, as noted by the researchers, as their different worldview, attitude to nature, love, etc. Parallel with the Russian folklore tradition, lyrics, where the concept of «love» is represented through the lexemes «sweetheart», «soul», «heart» are also challenging in this respect. It is to this archaic knowledge, the heritage of centuries, that Liza, the main character, is attached. Separation from love, a broken heart in this context is equivalent to the loss of life. Based on such representations, Liza’s act is considered from a different angle: death is the only possible outcome for the heroine, for her heart life. In the typological aspect, it is fruitful to refer to Montaigne’s Essays, to his statements on heart life, which is to a great extent consistent with the life of nature. At that time, Montaigne’s philosophy was well known to Russian literary figures.The methodological basis of the study includes structural-typological, comparative, and system-complex (culturological) research methods, ensuring a comprehensive approach to the analysis of the artistic text and making it possible to show the national space in Karamzin’s novel. The results may be interesting to both philologists and cultural scientists, and can also be used in courses on the history of Russian literature.

Publisher
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
126-134
Status
Published
Volume
4
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
русская традиционная культура; трансмиссия культуры; философия; Монтень; творчество Карамзина; архетип; русская литература; russian traditional culture; cultural transmission; philosophy; Montaigne; Karamzin's work; archetype; RUSSIAN literature
Date of creation
02.11.2020
Date of change
02.11.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/69361/
Share

Other records