КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: ОТ ФОЛЬКЛОРА К ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ТРАКТАТА С. ЕСЕНИНА "КЛЮЧИ МАРИИ")

Предмет статьи: феномен русской интеллигенции. Объект статьи: трактат С.А. Есенина «Ключи Марии» (1918). Цель проекта: выявить связь русского интеллигента с его корнями, архаическими космогоническими представлениями о мире, которые хранит фольклор. Методология работы: целостный анализ философского поэтического трактата Есенина в свете трансформаций фольклорной традиции и разветвленного культурно-исторического контекста предполагает обращение к структурно-типологическому, сравнительно-сопоставительному, системно-комплексному (культурологическому) методам исследования. Результаты работы: обращение к фольклору позволяет увидеть, как русский человек соотносил себя с космосом, солнцем и луной и т. д. Под фольклором предлагается рассматривать не только текстовые образования, но и дожанровые формы, то есть миф, обряд, ритуал. Есенин также понимал фольклор не узко, описывая аксиологическое значение вышивки, орнамента. Область применения результатов : изучение феномена русской интеллигенции в широком культурном контексте с привлечением материала русского фольклора, в тесной связи с отечественной философией и художественной литературой, которые образуют в русской культуре особый синтез, когда можно понять национальный образ мира, уточнить сложившиеся в интеллигентоведении взгляды на культурно-цивилизационный феномен русской интеллигенции. Полученные результаты могут быть интересны и культурологам, и литературоведам, поскольку трактат Есенина «Ключи Марии» часто воспринимается или в философском пространстве, или вовсе как поэтическая выдумка поэта. Серьезное, пристальное внимание к этому тексту позволяет, вслед за автором, воссоздать национальный образ русского интеллигента, приобщенного к архаическим знаниям, обладающего прапамятью. Вывод: научная новизна исследования заключается в переосмыслении феномена русской интеллигенции в историософском контексте, в обращении к образу русского мужика, наделенного «от земли» особыми сакральными знаниями, выразившимися в прикладном искусстве, вышивке, орнаменте, резьбе, устройстве избы. Данный вывод подкреплен отсылками к немецкой философии, наследию Р. Штайнера, который в своих трудах поставил вопрос о космической интеллигенции и ее роли в развитии человечества. Подобную теорию в отечественной гуманитарной мысли находим в трудах Г. С. Смирнова, писавшего о «ноосферной» истории человечества.

Subject of the article: the phenomenon of the Russian intelligentsia. Object of the article: S. A. Yesenin's treatise “The Keys of Mary” (1918). The purpose of the project: to reveal the connection of the Russian intelligentsia with its roots, archaic cosmogonic representations of the world, which keeps folklore. The methodology of the work: a holistic analysis of Yesenin's philosophical poetic treatise in the light of transformations of the folk tradition and a ramified cultural and historical context involves an appeal to structural-typological, comparative-comparative, system-complex (cultural) research methods. Results of the work: an appeal to folklore allows you to see how a Russian person related himself to space, the sun and the moon, etc. Under folklore, it is proposed to consider not only textual formations, but also pre-genre forms, that is, myth, ritual, ritual. Yesenin also did not understand folklore narrowly, describing the axiological significance of embroidery and ornament. Scope of the results: the study of the phenomenon of the Russian intelligentsia in a wide cultural context with the use of Russian folklore material, in close connection with Russian philosophy and fiction, which form a special synthesis in Russian culture, you can understand the national image of the world, clarify the views on cultural civilizational phenomenon of the Russian intelligentsia. The results obtained may be of interest to both culturologists and literary critics, since Yesenin's treatise "The Keys of Mary" is often perceived either in philosophical space, or even as a poet’s fiction. Serious close attention to this text allows, following the author, to recreate the national image of the Russian intelligentsia, attached to archaic knowledge, with great memory. Conclusion: the scientific novelty of the study lies in rethinking the phenomenon of the Russian intelligentsia in a historiosophical context, in referring to the image of a Russian peasant endowed “from the ground” with special sacred knowledge, expressed in applied art, embroidery, ornament, carving, and building a hut. This conclusion is supported by references to German philosophy, the heritage of R. Steiner, who in his writings raised the question of the cosmic intelligentsia and its role in the development of mankind. We find a similar theory in Russian humanitarian thought in the works of G. S. Smirnov, who wrote about the “noospheric” history of mankind.

Publisher
Самарский федеральный исследовательский центр РАН
Number of issue
72
Language
Russian
Pages
67-71
Status
Published
Volume
22
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
культурный код; архетип; русская интеллигенция; русская литература; русская философия; немецкая философия; фольклор; национальный образ мира; cultural code; archetype; russian intelligentsia; RUSSIAN literature; russian philosophy; german philosophy; folklore; national image of the world
Date of creation
02.11.2020
Date of change
02.11.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/69258/
Share

Other records

Makarov V.V.
Вестник российской сельскохозяйственной науки. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук". 2020. P. 44-47