Цель. Оценить эффективность динамического контроля уровня физической нагрузки (ДКУФН) в процессе занятий со студентами специальной медицинской группы (СМГ) по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) с использованием пульсометров. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 30 студенток, имеющих хроническую патологию органов зрения (ОЗ), органов дыхания (ОД), сердечно-сосудистой, костно-мышечной, нервной и мочеполовой систем. Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ) по 15 человек. До начала исследования всем девушкам индивидуально была определена интенсивность физических нагрузок. В процессе занятий нагрузка в КГ проверялась с помощью оперативного контроля, в ЭГ проводился ДКУФН. Эффективность ДКУФН оценивали на основе сравнительного анализа динамики показателей функциональных возможностей, физического развития и физической подготовленности студенток. Результаты. В процессе исследования среднее значение окружности грудной клетки (ОГК) увеличилось в КГ на 2,7 %, в ЭГ - на 4,8 %, что свидетельствует об улучшении функции дыхания. Больший прирост в ЭГ отмечен и по другим параметрам состояния дыхательной системы. В процессе занятий средние показатели ЧСС снизились на 4,8 % и 7,1 %, САД - на 7,7 % и 11,1 %, ДАД - на 6,2 % и 6,3 % в КГ и ЭГ соответственно, что свидетельствует об улучшении деятельности ССС. Показатели САД достоверно ниже у студенток ЭГ. По другим показателям достоверных различий не выявлено, но необходимо отметить, что в ЭГ они снизились более значимо. Увеличение результатов, характеризующих уровень физической подготовленности, у студенток КГ и ЭГ зарегистрирован по всем восьми показателям. Наиболее достоверный прирост (Р < 0,01) отмечен в упражнениях на общую и специальную выносливость. У студенток ЭГ прирост составил от 8 до 77 %, в КГ - от 4,6 до 52 %. Заключение. ДКУФН по показателям ЧСС с использованием пульсометров обеспечивает более значимое увеличение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма студенток СМГ, способствует повышению эффективности управления процессом физического воспитания, обеспечивает индивидуальный подход к дозированию нагрузки, обратную связь в течение занятия, возможность обоснованного выбора методов физического воспитания.
Aim. The article aims to evaluate the effectiveness of dynamic control of the workload during PE activities in special medical group students (SMG) using heart rate (HR) monitors. Materials and methods. The research involved 30 students with chronic pathology of the organs of vision, respiratory, cardiovascular, musculoskeletal, nervous and genitourinary systems. Control (CG) and experimental groups (EG) were formed of 15 people each. Before the beginning of the research, the intensity of physical activity was selected individually for each girl. During the training session, the load level in the control group was selected by the results of operational control, while in the experimental group it was chosen by means of dynamic control. The effectiveness of dynamic control was established by the comparative analysis of indicators of functional abilities, physical development and physical fitness of students. Results. During the research process, the average value of the chest circumference increased by 2.7% in CG and by 4.8% in EG, indicating an improvement in respiratory function. Despite the absence of statistically significant differences in this indicator, it should be noted that the chest circumference increased more in the experimental group. In the experimental group, a greater increase was noted in other indicators of the respiratory system. During physical activity, the average heart rate decreased by 4.8% and 7.1%, SBP by 7.7% and 11.1%, DBP by 6.2% and 6.3% in CG and EG, respectively, indicating an improvement in the cardiovascular system. SBP indicators were significantly lower in the experimental group. For other indicators significant differences were not revealed but it should be noted that in the experimental group the decrease was more significant. The increase in physical fitness in female students of both groups was registered in all eight indicators. The most significant increase (P<0.01) was noted in exercises for general and special endurance. In the experimental group, the increase was from 8 to 77 %, in the control group, from 4.6 to 52%. Conclusion. Dynamic control of training load using heart rate data obtained with heart rate monitors provides a more significant increase in physical fitness and body functions of SMG students, improves the efficiency of physical education management, provides an individual approach to the load control, as well as feedback during the training session and the possibility of choosing physical education methods.