Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков

Проблема «гибких» навыков актуальна как в психолого-педагогическом, так и в социально-экономическом плане. «Гибкие»/«мягкие» навыки (англ. soft skills), или «навыки XXI века»,- инновационный компонент содержания образования на всех его уровнях, связанный с подготовкой обучающихся к различным видам учебной и профессиональной деятельности как в настоящем, так и в будущем. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в рамках итоговой аттестации планируется проведение оценки «гибких» навыков как метапредметных результатов. Статья посвящена теоретико-методологическим основаниям и методическим вопросам развития «гибких» навыков в рамках программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования в школе». Раскрыты основные принципы, методические и технологические инструменты персонализации. Определены типы и группы, психологопедагогические особенности «гибких» навыков, их взаимосвязь с ценностными установками и качествами личности. Обоснованы способы определения учебных целей и разработки комплексных учебных заданий, направленных на развитие «гибких» навыков на основе принципа «soft через hard», когда метапредметные результаты формируются одновременно с предметными, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса в целом (для коррекции конкретных навыков отдельными обучающимися могут быть освоены дополнительные учебные модули). Охарактеризованы основные оценочные процедуры, осуществляемые в том числе при помощи цифровой платформы. Приведены соответствующие примеры. Представлены основные результаты апробации предложенного методического подхода в рамках образовательной сессии «Ценности и методология персонализированного образования для учителей России» (30 июня - 4 июля 2019 года), в которой приняли участие 249 педагогических работников из пяти регионов Российской Федерации.

This article is devoted to the theoretical and methodological grounds and to methodological issues of development of soft skills within the framework of the program "Digital platform of personalized education for the School” of the Sberbank Charitable fund "Investment into the future”. The basic principles, methodological and technological tools of personalization are revealed. Types and groups, psychological and pedagogical features of soft skills, their interrelation with personal values and qualities are defined. Methods of determining of learning goals and of development of complex learning tasks, which are aimed to develop flexible skills, based on the principle "soft through hard”, according to which the meta-subject results are formed at the same time as substantive results, and which improves the efficiency of the educational process as a whole, i.e. extra training modules can be developed for the correction of the specific skills of individual students, are justified. The main evaluation procedures, including procedures for the digital platform, are characterized. The corresponding examples are given. The article presents the main results of practical approbation of proposed methodological approach within the framework of the educational session "Values and methodology of personalized education for teachers of Russia” (30.06-04.07.2019), which was attended by 249 teachers from five regions of the Russian Federation.

Publisher
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
104-112
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
soft skills; development; personalized model of education; "гибкие" навыки; развитие; персонализированная модель образования
Share

Other records