Исследование содержания концепта в американской языковой картине мира путем сравнения его разномодальных репрезентаций

Представлены результаты исследования содержания концепта «Freedom» в американской языковой картине мира, в ходе которого была апробирована новая методика, в основе которой сопоставление вербальных и визуальных ассоциаций на стимул «Freedom». Полученные в ходе эксперимента вербальные и визуальные ассоциации делятся на ядро и периферию, а также выявляются тематические микрополя: свобода как социально-политический феномен (права, данные Конституцией и Биллем о правах, свобода от угнетения и способы обретения свободы), символы свободы, основные принципы и ценности свободы, бытовая свобода (отсутствие ограничений и обязательств, свобода передвижения). В результате сопоставления вербального и визуального представлений концепта «Freedom» выделяются ядро и периферия. К ядру отнесены ассоциации, представленные в обеих модальностях. В ядро концепта «Freedom» входит 63% ассоциаций, что говорит о достаточной степени его сформированности в массовом сознании американского народа. В периферию включены ассоциации, представленные одним способом. Вербальные и визуальные ассоциации также распределяются по составляющим: понятийная, образная и ценностная. Основной составляющей концепта «Freedom» является образная (60%), что свидетельствует об определенной «размытости» понятийного представления данного концепта. Обнаружено, что абстрактное понятие «Freedom» подлежит визуальному представлению. Выявлены отличия в вербальном и визуальном представлениях данного концепта: отсутствие визуальных ассоциаций с единицами, имеющими противоположные компоненты значения; наличие большого количества изображений природы; превышение ценностной составляющей в вербальном представлении по сравнению с визуальным.

The article presents the results of the study of the content of the concept “Freedom” in the American language picture of the world, during which a new technique was tested. At the heart of this technique, there is a comparison of verbal and visual associations given to the stimulus “Freedom”. The verbal and visual associations obtained during the experiment are divided into core and periphery, and the following thematic microfields are revealed: Freedom as a socio-political phenomenon (rights given by the Constitution and the Bill of rights, freedom from oppression and ways of gaining freedom), Symbols of freedom, Basic principles and values of freedom, Domestic freedom (no restrictions and obligations, freedom of movement). As a result of comparison of verbal and visual representations of the concept “Freedom” the core and periphery are allocated. Associations, presented in both modalities, are related to the core. 63% of associations are included in the core of the concept of “Freedom”, this fact indicates a sufficient degree of its formation in the mass consciousness of the American people. The periphery includes associations represented in one way. The verbal and visual associations are also divided into conceptual, figurative and value components. The main component of the concept “Freedom” is figurative (60%), which indicates a certain “fuzziness” of the conceptual representation of the concept. It is found that the abstract concept “Freedom” is subject to visual representation. Differences in verbal and visual representations of this concept are revealed: absence of visual associations with units having opposite components of meaning; the presence of a large number of images of nature; exceeding the value component in verbal representation compared to visual.

Authors
Вашунина И.В. 1, 2, 3 , Зимина М.В.4
Publisher
ООО "Инновационный научно-образовательный и издательский центр "АЛМАВЕСТ"
Number of issue
5
Language
Russian
Pages
25-32
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Московский государственный лингвистический университет
  • 4 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Keywords
концепт; ассоциативный эксперимент; вербальное и визуальное представления; структурирование концепта; составляющие концепта; concept; associative experiment; verbal and visual representation; concept structuring; components of the concept
Share

Other records