ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕХНИКИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ НЕТИПИЧНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена актуальная проблема адаптации маршрута обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями лица, находящегося в условиях инклюзивного учебно-воспитательного континуума. Проанализированы зарубежные концепции возможной адаптации образовательного маршрута для нетипичных лиц: комбинаторно-сигнификационная трактовка создания индивидуальной образовательной траектории и теория адаптивного эмфатического дискурса как компонента целостного образовательного маршрута. Охарактеризована роль адекватных транслятивных техник передачи информации между всеми участниками инклюзивного обучения в вузе при формировании ими механизма сигнификации, предполагающего создание инновационной культуры принятия любых форм нетипичности. Раскрыто значение позитивной эмфатизации как ключевого условия для достижения нетипичным обучающимся положительных академических результатов и становления устойчивой траектории его социализации. Дано авторское понимание термина «нетипичность». Представлен рекомендательный перечень техник адаптации образовательного маршрута с точки зрения междисциплинарного подхода и выделения функциональной роли специалиста по социальной работе в данном процессе. Определены ключевые функции специалиста по социальной работе в ходе построения положительного эмотивного дискурса как ключевого элемента адаптации образовательного маршрута.

The article deals with the actual problem of creation of adaptive educational route that is adequate to special educational needs of person who is in inclusive educational continuum. The author analyses the following foreign concepts of possible adaptation of educational route for exceptional persons: combinatorially-significated interpretation of creation of individual educational path and theory of adaptive emphatic discourse that is a component of holistic educational route. This research characterizes the role of adequate translative technics of communication between all participants of inclusive education in high educational institute in process of development of signified mechanism which implies creation of acceptance innovative culture in relation to any forms of exceptionality. The author clarifies importance of positive emphatization as a key condition for achievement of exceptional learner’s good academic results and development of his sustainable path of socialization as well as shows her own understanding of the term “exceptionality”. The article considers in the recommended range of adaptive technics for creation of educational route from the positions of multidisciplinary approach and description of specialist’s on social work functional role in this process. The author determines key specialist’s on social work functions in the process of creation of positive emphatic discourse, which is basic condition for successful adaptation of educational route.

Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный педагогический университет"
Number of issue
5
Language
Russian
Pages
138-145
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
образовательный маршрут; лицо с особыми образовательными потребностями; нетипичность; нетипичный обучающийся; адаптация образовательного маршрута; техники адаптации; инклюзивное образование; educational route; person with special educational needs; exceptionality; exceptional learner; adaptation of educational route; adaptive technics; inclusive education
Share

Other records

Алхассан Т.Ф., Куадио А.Д.
Управление. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Государственный университет управления. Vol. 8. 2020. P. 4-12