Образовательная политика как элемент "мягкой силы" Великобритании

Использование «мягкой силы» как внешнеполитического ресурса характерно сегодня для большинства государств. Однако эффективность и отдача от мягко-силовой стратегии у великих держав гораздо выше, нежели чем у восходящих центров силы. В данной статье будет проанализирован переход от «жесткой силы» к «мягкой силе» с анализом наиболее конкурентной сферы - образовательной политики, которая представляет важнейшее направление гуманитарной дипломатии государств по продвижению своих интересов. Помимо оценки британского образовательного потенциала в статье показано, как образовательная политика Великобритании воздействует на внешнеполитическую деятельность и положение страны в мире, определяет возможности влияния на другие государства в контексте привлекательности британской национальной культуры и ценностей, а также формирует тренды глобальной образовательной политики. В ходе проведенного исследования ресурса «мягкой силы» были задействованы данные по шкалированию «жесткой-мягкой силы», рейтинги оценивания индекса «мягкой силы» (The Soft Power 30), Всемирные рейтинги университетов (QS World University Ranking); использованы данные по количеству иностранных студентов в Великобритании; проведен сравнительный анализ изменений в образовательной политике Великобритании в условиях Brexit. Актуальность определяется повышенным вниманием к мягко-силовой компоненте, которая позволяет не только более гибко подходить к продвижению национальных интересов, но и способствует влиянию на другие страны в контексте «мягкой силы». В ходе анализа была выявлена особенность и отличительная характеристика британской образовательной политики и определено, что на сегодняшний день образование и культура являются сильнейшими сторонами Великобритании в контексте реализации её мягко-силовой политики.

Usage of “soft power” as a foreign policy resource is currently present in majority of countries, but the effectiveness and response from the soft power strategy among leading countries is much higher than that of emerging centers of power. This article presents the analysis of the transition from “hard power” to “soft power”, examining the most competitive area - education policy, which represents the key vector of humanitarian diplomacy on advancement of national interests. In addition to assessment of the British education potential, the article also demonstrates how Brittan’s policy affects the foreign policy and country’s position in the port, defines the potential of influence upon other countries in the context attractiveness of British national culture and values, as well as sets the global trends for education policy. In the course of daily research of the resource of “soft power”, the research employs the data on measurement of “hard-soft power”, ratings of assessment of the index of “soft power” (The Soft Power 30), QS World University Ranking; utilizes the data on the number of foreign students in UK; conducts comparative analysis of the changes in the UK education policy in the conditions of Brexit. The relevance of this research is defined by the heightened interest towards soft-power component, which allows to not only be more flexible in the approach towards advancement of national interests, but also contributes to influence of other countries in the context of “soft power”.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
1-17
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет Дружбы Народов (РУДН)
  • 2 Российский университет Дружбы Народов
Keywords
мягкая сила; великобритания; образование; сотрудничество; Индекс мягкой силы; рейтинг мягкой силы; brexit; европейский союз; внешняя политика; влияние; European Union; rating of "soft power"; index of "soft power"; cooperation; education; United Kingdom; soft power; foreign policy; influence
Share

Other records