Цель: Комплексное исследование и анализ положений действующего национального законодательства стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) об альтернативных способах разрешения споров, включающих рассмотрение споров с применением процедуры медиации, с целью выявления их преимуществ и недостатков и последующего применения результатов в процессе создания единой платформы ЕАЭС по разрешению споров. Методология: Использовались формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также методы правового моделирования и прогнозирования. Результаты: В статье рассмотрены основные источники правового регулирования медиации в странах ЕАЭС: Закон Республики Армения «О примирителях» от 13 июня 2018 года, Закон Республики Беларусь «О медиации» от 12 июля 2013 г., Закон Кыргызской Республики «О медиации» от 22 июня 2017 года, Закон Республики Казахстан «О медиации» от 28 января 2011 года, Федеральный закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. В результате исследования было установлено, что страны находятся на разных этапах развития института медиации и имеют свои особенности, при этом их объединяет наличие данного института, который появился в Российской Федерации в 2010 году, а в Республике Армения лишь в 2018 году. Новизна/оригинальность/ценность: Согласно Цифровой повестке ЕАЭС одним из самых актуальных вопросов евразийской интеграции является обеспечение хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС эффективными механизмами альтернативного разрешения споров. Поэтому актуальным становится вопрос сравнительно-правового исследования существующих механизмов разрешения споров в странах ЕАЭС.
Purpose: A comprehensive analysis of the Eurasian Economic Union (EAEU) countries national legislation concerning alternative dispute resolution methods. Which includes disputes resolution using the mediation procedure in order to identify their advantages and disadvantages and to use research results in the process of creating an online dispute resolution platform for EAEU . Methodology: Historical-legal and comparative legal methods were used, as well as methods of legal modeling and forecasting. Results: The article considers the main sources of legal regulation of mediation in the EAEU countries: the Law of the Republic of Armenia «About mediation» of June 13, 2018, the Law of the Republic of Belarus «About mediation» of July 12, 2013, the Law of the Kyrgyz Republic «On Mediation» of June 22, 2017 , the Law of the Republic of Kazakhstan «About mediation» of January 28, 2011, the Federal Law «On an Alternative Dispute Resolution Procedure with the Participation of a Mediator (Mediation Procedure)» of July 27. As a result of the study, it was found that the countries are at different stages of mediation development and have their own features, while they have something common - existence of that institute, which appeared in the Russian Federation in 2010 and in the Republic of Armenia only in 2018. Novelty/originality/value: According to the Digital Agenda of the EAEU, one of the fundamental principles of eurasian integration is providing an effective alternative dispute resolution mechanisms. Therefore, the issue of comparative legal research of existing dispute resolution mechanisms in the EAEU countries becomes more significant.