Нарративный подход к языковому реконструированию психологической проблемы

Рассматривается нарративный подход в психологическом консультировании как результат общего нарративного поворота в социальных и гуманитарных науках, начавшегося во второй половине XX в. В отличие от других школ, нарративный подход рассматривает речь как ключевую метафору консультирования, служащую источником положительных изменений и улучшения качества жизни личности. Приводится описание лингвистических закономерностей психотерапевтического нарратива в диаде «клиент - психолог» как особого вида дискурсивной практики. Обосновывается идея, что языковое реконструирование проблемы способствует формированию ресурсных аспектов нарративного Я личности. Раскрываются особенности беседы в нарративном подходе, в том числе проблема экстернализации и ее реконструкция. Показано, что благодаря особому вниманию к языку со стороны психолога и самого клиента нарративный подход рассматривает гораздо более широкий круг социальных, психологических и философских дискурсов, которые формируют целостное нарративное Я, способное к самореконструкции, самоинициированию. В этой связи нарративный подход приобретает особое значение, поскольку в нем было предложено исследовать смысловую структуру изменяющейся во времени идентичности личности в отличие от преобладавшего в XX в. позитивистского взгляда на личность как совокупность относительно стабильных психических атрибутов. Для осмысления своего опыта личность применяет широкий диапазон культурно закрепленных сюжетов, использует заданные правила построения рассказов о себе, посредством чего выстраивается жизненная история субъекта, а затем и его идентичность. В нарративном подходе воплощение потенциала личности определяется ее готовностью к конструктивной активности, инициативному поведению, преодолению требований внешней среды посредством не пассивного приспособления к ней, а аутентичной неадаптивной самодетерминации в ходе непрерывного становления субъектности. Последняя осмысливается как самоиницирова-ние личности, т. е. собственно субъектная характеристика, отличающая личность, способную на активное преобразование действительности через продолжение в ней своего «нарративного Я», внутреннюю гибкость и вовлеченность в происходящие с человеком внутренние и межличностные события.

The relevance of the topic under study is explained by the increasingly intensive growth of the influence of the narrative approach in psychological counseling as a result of a general narrative turn in the social and human sciences, which began in the second half of the 20th century. Unlike other schools, the narrative approach views speech as a key metaphor for counseling, serving as a source of positive change and improving the quality of individual life. The purpose of the article is to describe the linguistic patterns of psychotherapeutic narrative in the dyad "client - psychologist" as a special type of discursive practice. The idea is substantiated that the linguistic reconstruction of the problem contributes to the formation of the resource aspects of the narrative self of the personality. The article reveals the features of the conversation in a narrative approach, including the problem of externalization and its reconstruction. It is shown that due to the special attention to the language on the part of the psychologist and the client himself, the narrative approach considers a much wider range of social, psychological and philosophical discourses that form a holistic narrative self, capable of self-reconstruction, self-initiation. In this regard, the narrative approach acquires special significance, since it was proposed to investigate the semantic structure of the personality's identity changing over time, in contrast to the prevailing one in the 20th century positivistic view of personality as a set of relatively stable mental attributes. To comprehend his life experience, a person turns to diverse plots that exist in culture, and the rules for constructing narratives, with their help he builds his life history and identity. The realization of a person's potential in narrative practice is determined by its readiness for constructive activity, manifestation of initiative, overcoming oneself and the requirements of the external environment through not passive adaptation to it, but authentic non-adaptive self-determination during the continuous formation of subjectivity. The latter is understood as the self-initiation of personality, the actual subjective characteristic, distinguishing personality, capable of actively transforming reality through the continuation of its "narrative I" in it, flexible and mobile behavior, internal involvement in internal and interpersonal events that occur with a person.

Authors
Карабущенко Н.Б. 1 , Пилишвили Т.С. 1 , Сорокоумова С.Н.2, 3
Publisher
TOMSK STATE UNIV
Number of issue
51
Language
Russian
Pages
35-51
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Российский государственный социальный университет
  • 3 Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний
Keywords
нарративный подход в психологии; дискурсивная практика; Я как нарратив; языковое реконструирование проблемы; narrative approach in psychology; discursive practice; "I" as a narrative; language reconstruction of a problem
Date of creation
02.11.2020
Date of change
26.02.2021
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/68423/
Share

Other records