Настоящая статья посвящена правовым вопросам цифровизации бюджетного и налогового мониторинга в Российской Федерации. В статье рассматриваются основные направления совершенствования правового регулирования цифровизации данных форм государственного и муниципального финансового контроля. Автор предлагает нормативно закрепить основы удаленного взаимодействия субъектов бюджетного и налогового мониторинга, установить правовые барьеры для дублирования операций по вводу и обработке данных, имеющихся в других информационных системах, и наконец, автоматизировать управление деятельностью получателей бюджетных средств. В сфере налогового мониторинга приоритетной целью является цифровизация мониторинга финансов частных домохозяйств для выявления незадекларированных доходов. По мнению автора, значительное количество поднадзорных субъектов делает цифровизацию контроля над частными финансами единственным решением существующей проблемы. При этом цифровизация требует получения налоговыми органами в режиме онлайн данных из информационных систем других органов и хозяйствующих субъектов, что сопряжено со специальными правовыми режимами персональных данных, банковской тайны, актов гражданского состояния.
This article is devoted to digitalization of budgetary and tax monitoring in the Russian Federation. The main directions of development of regulations of such forms of state and municipal financial control are the topic of this article. The author suggests to set out the legal grounds of remote collaborations between participants of budgetary and tax monitoring; to set out legal burdens for duplication of information, its input and upload in information systems in cases when such information is already contained in other systems and automation of management of recipients of budgetary funds. In terms of tax monitoring the favorite objective is digitalization of the monitoring of finances owned by individuals for detection of non-declared profit. The significant number of such individuals makes the digitalization of tax monitoring as the sole solution of such issue. However, digitalization of such control requires online access to mandatory systems to other authorities and private legal entities. Such access is linked with special legal regimes of banking secrecy, personal data and registration of civil acts.