В настоящее время объем государственного финансирования учреждений высшей школы недостаточен для решения стоящих перед ней задач соответствия мировому уровню предоставляемых образовательных услуг и подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Повышение конкуренции среди учебных заведений России и мира все более усиливает проблему оптимизации механизма финансирования образовательного процесса и привлечения финансовых ресурсов из различных источников. Статья посвящена анализу актуальных вопросов финансового обеспечения в высших автономных учебных заведениях. Выполнен анализ существующей системы финансирования образовательной деятельности в высшей школе и установлено, что фундаментальный характер университетского образования при относительно небольшой стоимости обучения на программах бакалавриата и магистратуры требует оптимизации формирования и расходования финансовых ресурсов, привлечения внебюджетных средств из различных источников в сферу высшего образования. Оптимизация финансового обеспечения предполагает стимулирование инновационного развития вузов. В связи с этим рассматриваются вопросы об особенностях финансирования образовательного процесса и раскрываются преимущества оптимизационного механизма финансового обеспечения учреждений высшей школы перед существующей системой финансирования. Цель статьи заключается в исследовании и уточнении теоретико-методических аспектов оптимизации финансового обеспечения автономных образовательных учреждений и оценки эффективности функционирования финансового механизма автономных вузов.
A feature of financing higher education institutions is the application of a standard scheme: financing from a general fund, the expense of a special fund, sponsorship, which does not fully meet the needs of the educational and innovative model of a higher educational institution as an element of the national innovation system. The proposed mechanism of mixed educational lending provides for the deposit participation of banks in financing student education, a feature of which is the reimbursement of interest from the budget or from third parties for the use of credit. This will improve the educational process and the specialists’ professionnal level. Based on the possible ratios of excess or deficit of funds, three types of financial stability for each of two possible types of quality of financial condition are identified.