РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ПРОКУРОРОМ И РУКОВОДИТЕЛЕМ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА

Проблемы, связанные с разграничением полномочий между прокурором и руководителем следственного органа, а также пути их решения находятся в центре постоянного внимания представителей юридической науки. Действующая в России концепция и ее модель в области разграничения полномочий между такими участниками уголовного судопроизводства, которая была введена с 2007 года, привела к серьезным проблемам, которые выражаются в следующем: - снижение качества прокурорского надзора за органами предварительного следствия в целях защиты прав и свобод человека и гражданина на стадии проведения предварительного следствия; - отсутствие процессуальной самостоятельности следователя; - приоритет внутриведомственного контроля над прокурорским надзором; - дублирование прокурорского надзора; - большой обвинительный уклон суда, органов прокуратуры и следствия и прочих. Негативной стороной таких проблем является то, что, в первую очередь, нарушаются права и свободы человека и гражданина на всех стадиях уголовного судопроизводства. В этой связи организованное должным образом разграничение полномочий и функций между прокурором и руководителем следственного органа будет являться эталоном обеспечения верховенства закона, реально усилит противодействие преступности и повысит скорость предварительного следствия в целях создания условий для суда, при которых снизится уровень вынесения неправильного судебного решения. Цель научной статьи: проанализировать положения действующей концепции и модели разграничения полномочий между прокурором и руководителем следственного органа, выявить основные системные проблемы в этой области и сформулировать предложения по их устранению. Для достижения этой цели в научной статье исследуются особенности и проблемы отдельных концепций и моделей их реализации по организации и деятельности органов прокуратуры и органов предварительного следствия для разграничения полномочий между прокурором и руководителем следственного органа. В научной статье автор приходит к выводу о том, что, чтобы устранить такие проблемы, необходимо разработать и принять новую государственную концепцию в этой области и на ее основе полностью реформировать действующую модель организации и деятельности органов прокуратуры и предварительного следствия. Возвращение к предыдущим концепциям и их моделям также недопустимо из-за исторического опыта их применения в Российской Федерации. Отмечается необходимость реформирования основ всей правоохранительной системы органов уголовной юстиции в целом и пересмотра правового положения прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Problems related to the delimitation of powers between the prosecutor and the head of the investigating body, as well as ways to resolve them, are in the constant focus of attention of representatives of legal science. The concept and model of differentiation of powers between such participants in criminal proceedings that was introduced in 2007, has led to serious problems, which are expressed in: - decrease in the quality of prosecutorial supervision of the preliminary investigation body in order to protect human and civil rights and freedoms at the stage of preliminary investigation; - lack of procedural independence of the investigator, priority of interdepartmental control over prosecutorial supervision; - duplication of prosecutor’s supervision; - large accusatory bias of the court, prosecution and investigation body and others. The negative side of such problems is that the rights and freedoms of man and citizen are violated in the first place at all stages of criminal proceedings. In this regard, the properly organized delineation of powers and functions between the prosecutor and the head of the investigating body will be standard for ensuring the rule of law; it will contribute to the fight against crime and speedy preliminary investigation in order to create the court basis to reduce the cases of incorrect court decision. The purpose of the scientific article is to analyze the provisions of the current concept and models of separation of powers between the prosecutor and the head of the investigating body, identify the main systemic problems in this area and formulate proposals for their elimination. To achieve this goal, the scientific article explores the features and problems of individual concepts and models for their implementation in organizing activities of prosecution body and preliminary investigation bodies to delimit the powers between the prosecutor and the head of the investigating body. In a scientific article, the author came to the conclusion that reforming the current concept and model of separation of powers between the prosecutor and the head of the investigating body in order to eliminate significant problems is not possible without a reform. A return to previous concepts and models is also unacceptable due to historical experience of their application. The necessity of reforming the foundations of the entire law enforcement system of criminal justice body as a whole and reviewing the legal status of the prosecutor at all stages of criminal proceedings is noted.

Authors
Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
3
Language
Russian
Pages
760-779
Status
Published
Volume
24
Year
2020
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
прокурор; руководитель следственного органа; следователь; полномочия; следственные органы; следственный комитет; генеральный прокурор; следственный судья; предварительное следствие; prosecutor; head of the investigative body; investigative body; authority; investigative Committee; Attorney General; investigating judge; preliminary investigation
Share

Other records

Клебанов Л.Р., Полубинская С.В.
RUDN Journal of Law. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 24. 2020. P. 717-734
Монгуш А.М.
RUDN Journal of Law. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 24. 2020. P. 813-820