Предмет. Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) стала для Российской Федерации важным интеграционным проектом, обеспечивающим военную безопасность в регионе. Активную и главенствующую роль в формировании подобных организаций играет РФ, поскольку стремится сохранить влияние в регионах своих интересов и обеспечить наличие союзников по своим границам. Цели. Исследование финансовых механизмов военно-технического сотрудничества стран - участниц ОДКБ, а также возможность использования опыта стран ЕС. Предполагается, что экспортный кредит является наиболее привлекательной формой, поскольку дает возможность, с одной стороны, влиять на страну-получателя, обеспечивая зону приверженности, с другой стороны - по нему гарантирован возврат, хоть и под минимальные проценты. Методология. Для проверки данной гипотезы анализировались документы, размещенные в открытом доступе, в том числе и статистические данные по поставкам вооружения. Были рассмотрены поставки вооружения из РФ в Армению, Республику Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, в том числе и поставки с помощью экспортного кредита, предоставление безвозмездной помощи за определенные преференции, покупка по льготным ценам, предоставление безвозмездной помощи в рамках формирования единой системы ПВО-ПРО; с помощью производственной кооперации, а также создание Европейского оборонного фонда. В процессе исследования проблемы совершенствования финансовых механизмов ВТС стран ОДКБ на примере опыта стран ЕС использовались системный подход, сравнительные и статистические методы исследования. Результаты. Доказано, что на современном этапе формирования закупок вооружения странами ОДКБ активную роль играет Российская Федерации, а наиболее эффективной формой военно-экономического сотрудничества является экспертный кредит. Выводы. В целом возможно применение нового финансового механизма для стран ОДКБ - единого оборонного фонда.
Subject. The Collective Security Treaty Organization (CSTO) became an important integration project for Russia, ensuring the military security in the region. Russia actively leads the establishment of such organizations, as it tries to secure it dominance in the region and retain allies along its borders. Objectives. The study examines financial mechanisms of the military and technological cooperation among the CSTO member States and the possibility to rely upon the EU experience. Export credit is supposed to be the most appropriate option, since it allows to influence the recipient country and envisages the repayment. Methods. To verify the hypothesis, we analyzed documents in public domain, including statistical data on armaments supplies. We reviewed such supplies from Russia to Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, including those ones financed with export credit, gratuitous aid in exchange of certain preferences, purchase at special prices, gratuitous aid as part of the formation of the single Missile Defense Systems, production cooperation, and the establishment of the European Defence Foundation. Considering the improvement of financial mechanisms for the military and industrial cooperation among the CSTO member States with reference to the EU experience, we apply the systems approach, comparative and statistical methods of research. Results. As the CSTO countries actively purchase armaments, Russia acts as an active player in this process, with the expert credit mechanism being the most effective format of the military and economic cooperation. Conclusions and Relevance. Generally, the CSTO member States can run the single defense fund as a new financial mechanism.