В Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. предусматривается уменьшение объема стационарной медицинской помощи за счет развития стационарзамещающих технологий, экономическая целесообразность которых заключается в существенно более низкой стоимости оказания медицинской услуги в дневном стационаре, чем в стационаре круглосуточного пребывания. Однако существующая законодательная база и отсутствие инициативных финансовых механизмов не стимулируют развитие стационарзамещающих технологий.Цель исследования - на основе анализа отчетных данных и SWOT-анализа рейтинга факторов, влияющих на внедрение дневных стационаров, сформировать стратегические задачи развития стационарзамещающих технологий.В исследовании применялись методы: статистический, непосредственного наблюдения, социологический, SWOT-анализ. В процессе исследования проанализированы формы федерального статистического наблюдения № 14 и отраслевого статистического наблюдения № 14дс в России за период 2009-2018 гг. На основе SWOT-анализа были опрошены эксперты - руководители органов управления здравоохранением и медицинских организаций - на предмет формирования стратегии развития дневного стационара. Заполнено 120 экспертных карт опроса руководителей здравоохранения в г. Москве, Московской, Оренбургской, Челябинской, Самарской, Ивановской, Рязанской областях и республике Северная Осетия - Алания.Анализ показал, что в 2018 г. в стране количество медицинских организаций, имеющих дневной стационар, составило 6495, в том числе в медицинских организациях, оказывающих помощь в стационарных условиях, - 41,4%, в амбулаторных условиях - 58,6%.Анализ показал, что доля пролеченных пациентов в дневных стационарах от общей численности госпитализированных в стационары круглосуточного пребывания и в дневные стационары в 2018 г. составила 29,1%, в 2009 г. она составляла 15,6%, что свидетельствует об интенсификации использования коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, что в определенной мере связано с активизацией развития стационарзамещающих технологий. Результаты SWOT-анализа показали, что стратегические задачи развития стационарзамещающих технологий должны быть направлены на укрепление сильных сторон, прежде всего финансовой стабильности здравоохранения. Необходима активная позиция руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций на внедрение инноваций.Необходимы разработка современных методов управления и рациональное использование ресурсов здравоохранения, выработка общих для всех звеньев здравоохранения экономических стимулов, обеспечивающих функционирование системы, включающих эффективный контракт.
The program of state guarantees of free medical care of citizens for 2019 and up to 2020-2021 plans to reduce volume of inpatient medical care through development of hospital-replacing technologies. The economic feasibility of hospital-replacing technologies is in significantly lower cost of medical services in a day hospital as compared with twenty-four hours hospital (UPC). However, the existing legislative framework and the lack of proactive financial mechanisms do not stimulate development of hospital-replacing technologies.The purpose of study is to analyze reporting data and results of SWOT analysis of rating of factors affecting introduction of day hospitals, On the basis of analysis the strategic objectives of development of hospital-replacing technologies are formed.The study applied statistical analysis, direct observation, sociological survey, SWOT analysis. The analysis was applied to data from forms of Federal statistical observation No. 14 and industrial statistical monitoring No. 14 for 2009-2018. Based on results of SWOT analysis, experts were interviewed by the heads of health care authorities and medical organizations regarding development of strategy of medical care of children with disabilities. The expert survey was carried out with health care managers in Moscow, the Moscow oblast, Orenburg, Chelyabinsk, Samara, Ivanovo, Ryazan oblasts and the Republic of North Ossetia-Alania.The analysis established that in 2018 the number of medical care organizations increased up to 6495, including medical institutions providing outpatient medical care (41.4%) and in-patient medical care (58.6 %).The analysis demonstrated that percentage of treated patients in day hospitals out of the total number of hospitalized patients (in hospitals was 29,1% in 2018, while in 2009 this percentage was significantly lower - 15,6%, which indicates the intensification of the use of the bed fund of the UPC, which to some extent is associated with increased development of hospital-replacing technologies.The results of SWOT analysis demonstrated that the strategic objectives of development of hospital-replacing technologies should be targeted to develop financial stability of health care, active position of the heads managers of health care institutions and medical organizations and introduction of innovations if needed.It is necessary to develop modern management methods, rational application of health care resources, implementation of economic incentives in all components of health care system, ensure functioning of the system, including effective contract.