ЛИНГВОСЕМИОТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АНТИЧНОГО ГОРОДА В ТРУДАХ ЦИЦЕРОНА

В статье с позиций теории образовательных пространств анализируются представления Марка Туллия Цицерона об идеальном физическом и духовном пространстве для обучения в Древнем Риме. Материалом послужили как диалоги и трактаты Цицерона, так и тексты некоторых его писем к другу Аттику, проливающие свет на деятельность Цицерона по организации домашнего образовательного пространства. Несмотря на то, что на современном этапе представляется невозможным восстановить внешний облик приусадебных «гимнасиев» Цицерона, тексты его произведений и писем дают возможность утверждать, что они были спроектированы, оборудованы и украшены по образу и подобию греческих образовательных пространств, что выдаёт в Цицероне истинного знатока и ценителя греческого искусства и греческой философии. Семиозис содержательного аспекта образовательного пространства Цицерона рассматривается на примере трактата «Об обязанностях». Для раскрытия педагогической концепции Цицерона проводится лингвосемиотический анализ некоторых ключевых в данном трактате лексем: officium, honestum, virtus, iustitia. Отвергая платные «придорожные» школы, где обучали техническим навыкам, отдавая предпочтение традиционному образованию по греческому образцу, Цицерон создавал места для учёного досуга и тем самым утверждал обязательность организации комфортного образовательного пространства, в котором будет место для совместного поиска истины. Именно такое пространство давало возможность обучения и воспитания vir bonus - истинного, идеального гражданина Рима. Анализ семантики ключевых слов в трактате «Об обязанностях» показал, насколько гармонично физическое образовательное пространство должно быть связано с духовным в педагогической концепции Цицерона. Для обучения и воспитания идеального гражданина требовалось идеальное образовательное пространство, которое пытался создать Цицерон в своих усадьбах и своих произведениях.

LINGUO-SEMIOTICS OF ANCIENT CITY EDUCATIONAL SPACE IN CICERO'S WORKS

The article analyzes Mark Tullius Cicero's views about the ideal physical and spiritual space for education in Ancient Rome from the perspective of the educational spaces theory. The material comprises Cicero's dialogues and treatises, as well as some letters to his friend Atticus, which shed light on Cicero's activities in organizing home educational space. Despite the fact that at the present stage it seems impossible to restore the appearance of Cicero's estate “gymnasiums”, the texts of his works and letters allow to conclude that they were designed, equipped and decorated in the image of Greek educational spaces, which proves Cicero to be a subtle connoisseur of Greek art and an expert in Greek philosophy. The semiosis of the substantive aspects of Cicero's educational space is considered on the example of the treatise “On Duties”. To reveal Cicero's pedagogical conception, a linguosemiotic analysis of some key lexemes in this treatise is carried out: officium, honestum, virtus, iustitia . Cicero rejected paid “trivium” schools where technical skills were taught, and asserted traditional education according to the Greek model. Thus he organized special locations for academic leisure and thereby affirmed the arrangement of a comfortable educational space where there would be a place for a joint search for truth. It was such a space that made it possible to educate and bring up vir bonus - a true, ideal citizen of Rome. The analysis of the keywords' semantics in the treatise “On Duties” showed how harmoniously physical educational space is connected with the spiritual one in Cicero's pedagogical conception. To educate and bring up an ideal citizen, one needs an ideal educational space, which Cicero strove to create in his estates and his works.

Authors
Publisher
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Language
Russian
Pages
358-370
Status
Published
Year
2020
Organizations
  • 1 Peoples' Friendship University of Russia
  • 2 Moscow State Linguistic University
Keywords
educational space; Cicero; education; estate Academies; vir bonus; value; образовательное пространство; Цицерон; обучение; приусадебные Академии; "vir bonus"; ценность
Share

Other records

Mirzoboeva M.O.
Международные стандарты учета и аудита: практика применения в условиях цифровой экономики. Российский университет дружбы народов (РУДН). 2020. P. 358-360
Петросян М.А., Мерсяитова А.Ф., Ашуров Б.Ш., Петров Д.И.
Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. Российский университет дружбы народов (РУДН). 2020. P. 359-364