Мировоззренческие основания культурно-образовательного процесса

В статье анализируется специфика «наук о духе», их отличие от естественнонаучного знания как по предмету (бытие - сущее), так и по методу (математика, «монолог» и, соответственно, герменевтика, «диалог»). Качественная особенность социально-гуманитарного знания усматривается также в утверждении ценностей («истины сердца») и в наличии и осознании феномена свободы, противостоящего детерминизму природы. Отмечается, что неосознание специфики «наук о культуре» приводит к их деградации и, как следствие, дегуманизации, чреватой катастрофическими последствиями для существования личности и развития общества.

The World-view Bases of Culture-Educational Process

In the article is analyzed the specificity of «sciences about spirit», their difference from natural-science knowledge as in a subject (being - existing), so on a method (mathematics, «monologue» and, accordingly, hermeneutics, «dialogue»). Qualitative feature of social-humanitarian knowledge is seen also in the statement of values («the truth of heart») and available and comprehension of a phenomenon of freedom resisting to a determinism of a nature. It is marked, that not to realize specificities of «sciences about culture» results to degradation and, as consequence, dehumanization, fraught catastrophic consequences for existence of the person and development of a society.

Authors
Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
27-40
Status
Published
Year
2010
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia
Keywords
мировоззрение; знание; ценности; world-view; knowledge; values
Share

Other records

Tlostanova M.V.
RUDN Journal of Philosophy. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2010. P. 15-26
Zhdanov V.V.
RUDN Journal of Philosophy. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2010. P. 88-92