В статье, отталкиваясь от четырех возможных вариантов соотношения средств и цели, насилия и ненасилия: самого Макиавелли ( только благая политическая цель оправдывает любые средства ), макиавеллистского ( цель оправдывает любые средства ), гуманистического ( благая цель может быть достигнута только благими методами ) и пацифистского ( непротивление злу силой ) определяются характерные черты гуманистической политики. Утверждается, что решение современных глобальных проблем возможно лишь на основе гуманистической политики ненасилия ( несопротивление злу насилием, что не исключает, а иногда нуждается в сопротивлении злу силой ), принципы которой открыты еще в «осевое время» мировыми религиями и философией, развиты И. Кантом, Ф. Достоевским, Махатмой Ганди, М.Л. Кингом и др.
In the investigation by the analysis possible variants of correlation between means and the aim, violence and non-violence, among which specially Machiavelli’s ( only the virtue political aim justifies any means ), Machiavellianism ( the aim justifies any means ), humanistic ( the virtue aim can be achieved only by virtue methods) and pacifists (nonresistance to evil by force ) defines special features of humanistic understanding. It is asserted that the decision of modern global both international, and internal problems can be reached only on the basis of a humanistic policy of non-violence, ( nonresistance to evil by violence, that doesn’t except, but sometimes need resistance to evil by force) which principles are opened in «axial time» by world religions and philosophy, and which were advanced by I. Kant, F. Dostoevsky, M. Gandy, M.L. King, etc.