В статье рассматриваются проблемы, возникающие при предоставлении услуг социолога заказчику; дается общая характеристика различных типов деятельности современного социолога, результаты которых могут выступать «товаром». Работа социолога, выполняемая на заказ, рассматривается как обеспечивающая деятельность управления. При этом социолог либо самоопределяется в ситуации заказа, т.е. выступает как носитель личной позиции, либо нет. Возможны различные рамки самоопределения социолога в ситуации этического конфликта применительно к взаимодействию с заказчиком: политические и мировоззренческие убеждения, философский и научно-теоретический подход, морально-этические принципы и ценности, ситуационные характеристики и т.д.
The article considers some problems arising when a sociologist renders services to the customer; a general description of a modern sociologist's activities is given where their results can be seen as “goods”. The work of a sociologist fulfilled to order, is seen as something providing for managerial activities. At the same time, the sociologist taking the order either defines his individual position, or he does not. There may exist different limitations for the sociologist's self-identification in a situation of ethical conflict in relation to interaction with the customer: political and general life views, philosophical and academic approaches, moral and ethical principles and values, situational characteristics etc.