Представленная статья посвящена теории конструирования реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана в контексте трансформации социальных практик общества риска. Согласно указанной концепции повседневность является основой социальной реальности, которая, в свою очередь, трактуется авторами как результат процесса взаимодействия людей. В статье подробно анализируются основополагающие механизмы конструирования социальной реальности, институционализации и легитимации, что позволяет, вслед за известными социологами, утверждать, что повседневность представляет собой базис социального мира. Однако, анализируя повседневные практики, можно сделать вывод об изменении привычных образцов поведения и формировании новых типов действия в ситуации нестабильного и непредсказуемого кризисного общества. Указанной проблеме в статье уделяется особое внимание. В современном мире привычная рациональная логика, которой человек традиционно руководствовался в обыденной жизни, организуя с помощью нее свое поведение, больше не выполняет возложенные функции. В результате развивается особый тип общественного сознания, получивший название катастрофического мышления. Основываясь на данных социологических исследований, в статье рассматривается в качестве наиболее ярких примеров трансформации социальных практик и развития нового типа рациональной логики изменение отношения к здоровью, а также возрождение интереса к составлению завещаний в современном мире.
The article is devoted to Peter Berger’s and Thomas Luckmann’s theory of the construction of reality in the context of social practices transformation in the risk society. According to this theory, daily routine appears to be the basis of social reality that is interpreted as the result of the interaction processes. The article considers the fundamental procedures of the social reality construction - institutionalization and legitimization; such an analysis proves the famous sociologists idea that the daily routine is the foundation of social world. However, while analyzing daily routine practices we can see that the habitual behavior patterns are changing and new types of action are developing in the situation of the unstable and unpredictable crisis society. In the contemporary world, the habitual rational logic that we traditionally followed in everyday life to organize our behavior does not fulfill its functions. As a result, a special type of social consciences named catastrophic thinking is developing. Referring to the data of sociological studies the article considers the most striking examples of the social practices transformation and the new type of rational logic development, such as the changing attitudes to the health and the reviving interest to making a will in the contemporary world.