Российские образовательные программы для Армении и Грузии. Продвижение через СМИ в качестве альтернативного фактора сотрудничества в области образования

Образование - неотъемлемый аспект в политике каждого государства. Благодаря высокому уровню образования государство получает возможность развивать свой потенциал в различных областях: от экономики до внешней политики. При этом в условиях глобализации образование также может являться одним из инструментов укрепления сотрудничества в международных отношениях. Во многих странах реализуются различные образовательные программы: от программ обмена студентами до специальных стипендий для иностранных студентов. Важнейшим аспектом этой стратегии является формирование общего образовательного пространства, в особенности среди стран, имеющих общие границы друг с другом, поскольку эта практика способствует укреплению дипломатических и культурных связей. Пример России, развивающей сотрудничество в сфере образования со странами постсоветского пространства, является весьма показательным. Сегодня Российская Федерация предлагает целый ряд образовательных программ для иностранных студентов, в том числе в рамках масштабного проекта «Россотрудничество», различные олимпиады для выпускников школ и отдельные конкурсы в рамках университетов. По статистике, в настоящее время в России учатся 230 000 иностранных студентов, и 31% из них обучаются бесплатно. В случае сотрудничества с Арменией общее образовательное пространство помогает России поддерживать исторические связи и стабильные отношения между странами. Что касается Грузии, то в этом случае образование способствует культурным связям, которым был нанесен серьезный ущерб в 2008 году. Сегодня сфере образования нужен соответствующий имидж, и его представительство во многом зависит от средств массовой информации. Во-первых, глобальный мир становится все более связанным через социальные сети; во-вторых, СМИ обладают обучающей функцией. Таким образом, СМИ и образование тесно связаны друг с другом. Но современное медиапространство транспарентно и, следовательно, плюралистично, поэтому имидж образования в государстве может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от освещения его в СМИ. Именно поэтому особенно интересно проанализировать формирование имиджа российского образования в Закавказье с целью проведения не только сравнительного анализа, но и прогнозирования наиболее значимых тенденций политического характера в регионе.

Russian Educational Programs for Armenia and Georgia. Promotion Through Mass Media as an Alternative Factor of Cooperation in the Sphere of Education

Education is an indefeasible aspect in the policy of each state. Thanks to the high level of education, the state can improve its internal potential and develop economic indicators. Therewith, in the context of globalization, education can reinforce the international relations. Many countries implement different educational programs from student exchange programs to special scholarships for foreign students. The most important aspect in this strategy is a formation of common educational space among the neighboring countries sharing their borders with each other as it gives an opportunity to expand diplomatic and cultural relations. For instance, Russia has been cultivating relations with the post-soviet countries thanks to the sphere of education. Today the Russian Federation offers a number of educational programs for foreigners, including such wide scale project as “Rossoutrudnichestvo”, different Olympiads for high school graduates and particular university competitions. According to statistics, 230 000 foreign students nowadays study in Russia and 31% of them study for free. In the case of cooperation with Armenia, the common educational space helps Russia to maintain historical connection and stable relations between countries. As for Georgia, in this case education promotes cultural relations, which were seriously damaged in 2008. However, today the sphere of education needs an appropriate image and its representation highly depends on Mass Media. First of all, the global world is now becoming more interconnected through the social media; secondly, Mass Media has a teaching function. Therewith, Mass Media and education are deeply connected with each other. But the modern media space is transparent and, consequently, pluralistic, so the image of the education in the state can be either positive or negative depending on the disposition of Media. That is why it is especially interesting to analyze the formation of image of Russian Education in Transcaucasia with the aim to conduct not only the comparative analysis, but also to predict the most significant trends of political relations in the region through the education.

Publisher
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Number of issue
7
Language
English
Pages
1477-1484
Status
Published
Volume
2
Year
2019
Organizations
  • 1 RUDN University (Peoples Friendship University of Russia)
  • 2 МГОУ
Keywords
education; mass media; promotion; exchange programs; scholarship; образование; средства массовой информации; продвижение программ; программы обмена; стипендия
Date of creation
20.02.2020
Date of change
20.02.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/62310/
Share

Other records