КЛИНИКО-ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КОМОРБИДНЫХ ПАЦИЕНТОВ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА

Актуальность. Как отмечают видные зарубежные и отечественные исследователи, одной из актуальных задач современной психиатрии наряду с адекватной психофармакотерапией на всех этапах помощи остается включение адекватных психосоциальных лечебных и реабилитационных мероприятий, требующих специального изучения и формирования подходов для внедрения в практику (В.Н. Краснов и соавт., 2007; T.S. Brugha, 1995; R. Mojtabai et al., 1998; D. Hemsley, R.M. Murray, 2000). Эта задача сегодня особенно актуализировались в соответствии с проводимой модернизацией психиатрической помощи, с акцентированием деинституализации, перераспределения ресурсов из стационарного сектора во внебольничный, с развитием так называемой общественно ориентированной службы психического здоровья, основная задача которого состоит не в изоляции пациента от общества, а в возвращении личности в формат привычного окружения (Костюк Г.П., 2016). Это предполагает расширение реабилитационных мероприятий и амбулаторного сопровождения больных. При этом на практике мы обнаруживаем явный дефицит реабилитационных программ, наблюдаем проблемы преемственности в работе больничных и амбулаторных реабилитационных служб ( Бабин С.М., 2006; Лиманкин О.В., 2015; Зуйкова Н.Л., 2018 ). Касаемо коморбидных пациентов психиатрического стационара, среди которых особенно сложной является когорта больных шизофренией с синдромом зависимости от ПАВ, мало мотивированных на длительное лечение и в силу своей психопатоподобности часто отказывающихся от него, положение особенно плачевное. Существующая практика маршрутизации коморбидных больных не позволяет в полном объёме обеспечить специализированную помощь (Добровольская А.Е. 2013г.). Данные больные практически лишены наркологической помощи и по формальному признаку получают помощь психиатров. По сути, эти хронические тяжелые больные оказываются брошенными, т.к. квалифицированного, надежного и уверенного лечения и реабилитации пока нет (Ross S., Peselow Е., 2012; Софронов А., 2013: Алексеева Д. Н., Бакулева Н. И.,2017.; Зуйкова Н.Л.,2018). Цель: Научно обосновать и внедрить в клиническую практику, в систему работы психосоциальной терапии и реабилитации, клинико-интегративную модель помощи для больных шизофренией с синдромом зависимости от ПАВ, основанную на принципах клиницизма, интеграции, междисциплинарного взаимодействия и все более утверждающейся био-психо-социо-духовной парадигмы. В работе с коморбидными пациентами мы понимаем психосоциальную реабилитацию, как клинико-психотерапевтический процесс, в который включены пациент, его близкие и персонал. Данные пациенты наиболее социально декомпенсированные тяжелые хронические больные, число которых неуклонно растет, как и более частое совершение ими общественно опасных действий и суицидов (Гофман, 2008), нуждаются в специальной программе лечения и реабилитации, дабы получать реальную возможность удерживаться в рамках поведенческой нормы и трезвости, быть более самостоятельными, сохранять приверженность лечебным программам, социально-семейному статусу и более осмысленной жизни. А их близким требуется помощь психологов и психотерапевтов, дабы преодолевать неизбежный дистресс , адаптироваться к жизни и грамотному взаимодействию с данным членом семьи, правильно понимать происходящее и принимать своевременные и адекватные меры поддержки. Актуальной задачей является и создание стабильной терапевтической среды, в которой важнейшую роль играет персонал, нуждающийся в создании условий повышения компетентности, ресурсности, значимости, дабы профилактизировать синдром эмоционального выгорания. Материалы и методы: В исследование включены пациенты с диагнозом «Шизофрения с синдромом зависимости от ПАВ», с примерно равным распределением по полу, в возрасте от 21 до 59 лет; преимущественно инвалиды 2-й гр., с неоднократными госпитализациями. Так как здесь слишком много зависит от душевного состояния и трезвости, то разработанное лечение и реабилитация таких больных включает и биологическое лечение (в том числе наркологическое), и клинико-психотерапевтическое воздействие. Клиническая психотерапия представляется важнейшей частью лечебно-реабилитационного процесса данных больных, и она органично вплетается в биологическую терапию. Эта психотерапия, вышедшая из клинической психиатрии «на основе клинико-реалистического мироощущения, отталкивающаяся от клинической картины, от особенностей природно-душевного склада больного, от физиологических закономерностей, дифференциальной диагностики и продуманной системы показаний-противопоказаний» (Бурно М.Е.,2001). При этом, современный клинический психотерапевт, желая увеличить эффективность своей работы, выходит за рамки биомедицинской модели с целью заимствования новых подходов, в том числе и психологических. Так и в нашем варианте, предпринята попытка выхода за пределы биопсихосоциальной модели Д.Энгля к четырехчстной модели психотерапии, к био-психо-социо-духовную парадигме. При этом использованы следующие проверенные психотерапевтические методы и рекомендованные специалистами: психообразование, элементы ТТС по М.Бурно (Терапия Творчеством) и клинически преломленный Трансактный Анализ (ТА) Э.Берна. Благодаря психообразованию пациенты обучаются элементам психиатрии и наркологии для того, что бы понимать, что с ними происходит; с доверием и уважением относиться к специалистам и лекарственному лечению. Этот метод позволяет пациентам стать немного себе психиатром-наркологом в отношении лекарств и своих расстройств , дабы дать врачу лечить себя и не отказываться от лечения в больнице, если понадобится. Используемая ТТС по М.Бурно предназначена помочь пациентам понять свои характерологические и психопатологические особенности и творческие способности. Из самого главного здесь - особый интимный эмоциональный контакт с врачом, способным к этому (Я. Клези, С.И. Консторум) и стремление пациентов с подобными себе оживляться в творчестве друг друга и во взаимодействии друг с другом. Уже один поиск себя, своих созвучий с теми или иными произведениями искусства, способствующий единству «я», целебен; дает хотя бы слабый свет вдохновения жить иначе , яснее жить. «Творческий»-означает всюду поиск, познание своих природных особенностей, для обретения своей неповторимой жизненной дороги, в том числе и лечения (Бурно М.Е.,2010). Применяемый Трансактный Анализ (ТА) Э.Берна (Э.Берн, 1910-1970г.г.) так же повышает психологическую грамотность и понимание себя, а через обучение конкретным навыкам общения в группе и индивидуально позволяет получить конструктивный опыт коммуникации с людьми, в том числе с врачами, с персоналом, с близкими. В группе и индивидуальных сессиях пациенты начинают ощущать себя принимаемыми, правильно понимаемыми. В структуре личности увеличивается ресурс «взрослости», а значит ответственности и более осознанной позиции к злоупотреблениям ПАВ. Мы применяем ТА, понимая важную роль характера эмоциональных коммуникаций с окружением и с семьёй. Исследования показали, что высокий уровень негативных эмоций в семье, чрезмерно критический и враждебный настрой по отношению к больному резко ухудшают течение заболевания. У этих больных особенно часто отмечается дефицит социальной поддержки, когда они в ней нуждаются (T.S. Brugha, 1995). Пациенты посещают групповую психотерапию вскоре после поступления , продолжают ее и после выписки в течении года , наряду с чем получают индивидуальное психологическое сопровождение и лечение у нарколога. Результаты. Организована стабильно функционирующая Клинико-интегративная модель реабилитации, налажено сотрудничество с психологами и врачами больницы. У больных, задействованных в данной системе помощи, отмечена лучшая адаптация после выписки, удерживание в рамках поведенческой нормы, стремление к трезвости и приверженность амбулаторному лечению. Помощь родственникам и взаимодействие с персоналом укрепляет терапевтическую среду и человеческий ресурс для более конструктивного взаимодействия с данными больными. В групповой психотерапии отчетлива видна положительная динамика состояния , когда пациенты сами начинают больше сочувствовать другим, стремиться как-то помочь тем, кто нуждается и просит поддержки; становятся более мотивированными на лечение и восстановление себя. Статистическую доказательность данных результатов еще предстоит провести. Выводы: Т.о., объединенные в единую модель, клинически преломленные методики выполняют роль социально-рациональной психотерапии, позволяющей пациентам быть более мотивированными на лечение и взаимодействие со специалистами, лучше приспосабливаться к социуму, к взаимодействию с близкими; активизировать и развивать понимание себя и нормативную часть в себе, противостоящую аддиктивной. Уделенное особое внимание духовности (в том числе и религиозным основам), способствует стремлению пациентов к вере, добру и благородству; к посильной общественной пользе, к наполненной более осознанным смыслом жизни; способствует формированию больными иного образа жизни, принципиально отличающегося от деструктивного прежнего. Как видим, указанным пациентам возможно данными способами клинико-психотерапевтической реабилитации существенно краткосрочно помочь осознать свое достаточно печальное положение в жизни, почувствовать желание улучшить его, обрести стойкую трезвость, творческое вдохновение со своим, сообразным своим особенностям смыслом и оживлением, заинтересованностью к жизни, к людям, к природе, искусству, с желанием ладить с людьми и быть по возможности общественно полезными. Работа с родственниками и персоналом также предполагает включение подобных знаний и умений, что позволяет им не чувствовать себя беспомощными, сохранять и развивать личностный ресурс причастных к процессу людей, уменьшает стигматизацию и повышает качество их жизни.

CLINICAL AND INTEGRATIVE MODEL OF PSYCHOSOCIAL REHABILITATION OF COMORBID PATIENTS OF PSYCHIATRIC HOSPITAL

Authors
Publisher
Государственная образовательная организация высшего профессионального образования Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
111-113
Status
Published
Year
2019
Organizations
  • 1 RUDN University
Share

Other records