В статье рассматриваются проблемы и перспективы цифровизации предприятий воздушного транспорта. На конкретных примерах ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» и других авиакомпаний раскрываются преимущества новых цифровых технологий. Особое место отводится научному обеспечению развития предприятий воздушного транспорта в условиях цифровой экономики. Анализируется состояние нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность гражданской авиации Российской Федерации. Предложена система основных направлений научного поиска и практических мер по совершенствованию управления предприятиями гражданской авиацией, обеспечению безопасности полетов, развитию отечественной авиапромышленности. Важное место в статье отводится использованию беспилотных воздушных судов (БВС) и беспилотных авиационных систем (БАС) в сегрегированном и едином (интегрированном) воздушном пространстве Российской Федерации. Делается вывод о недопустимости бессистемного подхода к цифровой трансформации воздушного пространства.
The article discusses the problems and prospects of digitalization of air transport enterprises. The specific examples of Aeroflot Russian Airlines PJSC and other airlines reveal the advantages of new digital technologies. A special place is given to scientific support for the development of air transport enterprises in the digital economy. The state of the regulatory framework governing the activities of civil aviation of the Russian Federation is analyzed. A system of the main directions of scientific research and practical measures to improve the management of civil aviation enterprises, ensure flight safety, and develop the domestic aviation industry is proposed. An important place in the article is given to the use of unmanned aerial vehicles (UAVs) and unmanned aerial systems (UAS) in a segregated and unified (integrated) airspace of the Russian Federation. The conclusion is drawn about the inadmissibility of a haphazard approach to the digital transformation of airspace.