Объектом изучения в статье выступают два произведения мировой литературы - «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и «Приключение в ночь под Новый год» Э. Т. А. Гофмана. Предметом исследования являются пространственные модели и соотношение между ними в поэтике писателей. Особое внимание в этой связи уделяется фольклорной традиции, так как в народном творчестве мы можем наблюдать четкое разграничение разных типов пространства. Проводятся параллели с китайской сказкой, где встречается прием ожившего портрета, который оказался актуален для художественного мира рассматриваемых авторов. Большое значение придается архетипическим структурам, связанным с женским началом (образы Оксаны и Юлии). Применены сравнительно-исторический и типологический методы анализа произведения.
The article is devoted to analysing two works of world literature - “Christmas Eve” by N. V. Gogol and “A New Year's Eve Adventure” by E. T. A. Hoffmann. The research focuses on identifying spatial models and correlation between them in the writers' poetics. The emphasis is on folkloric tradition because folk art is characterized by strict differentiation of various types of space. The authors draw parallels with the Chinese tale based on the “revived portrait” device, which appeared to be relevant for the artistic world of the mentioned writers. Special attention is paid to archetypal structures associated with female element (Oksana's and Julia's images). Comparative-historical and typological methods were used for analysing the literary works.