Исторически сложилось, что отношения Китая со странами Юго-Восточной Азии были непростыми. Одной из главных угроз безопасности в данном регионе является конфликт вокруг Южно-Китайского моря (ЮКМ), а точнее относительно принадлежности многочисленных архипелагов в нем и залежей нефти и природного газа в его акватории. ЮКМ является объектом стратегического интереса Китая и стран АСЕАН, имеет важное значение с точки зрения присутствия в регионе. С момента вынесения решения арбитражного суда по делу о Южно-Китайском море 12 июля 2016 г. (Филиппины против КНР), Китай принял ряд дипломатических мер по урегулированию ситуации в ЮКМ. Автор подробно анализирует процесс разработки проекта Кодекса о поведении сторон в Южно-Китайском море, что знаменует новый и значительный прогресс в сотрудничестве в формате «АСЕАН+Китай» с 2002 г., когда была подписана Декларация действий сторон в Южно-Китайском море 2002 г.
China’s relationships with the countries of Southeast Asia have historically been complicated. One of the fundamental threats to the security for this region is the conflict around the South China Sea, or more specifically over the numerous archipelagoes in this Sea, rich in reserves of oil and natural gas. This very Sea is the object of strategic interest both for China and for the ASEAN Member Countries and it is important in terms of presence within this region. Since the decision of the arbitral tribunal on the case of the South China Sea dated July 12, 2016 (the Philippines and China), China has taken a number of diplomatic measures to resolve the situation in the South China Sea. China and ASEAN created a project Code of Conduct for Parties in the South China Sea, which marked a new and significant progress in implementing the Declaration of Action by the Parties in the South China Sea in 2002.