В статье рассматривается опыт проектирования и строительства зданий в условиях Крайнего Севера РФ и в северных широтах зарубежных стран. В частности, описываются примеры проектных решений зданий школ самого северного в мире города с постоянным населением более 150 тыс. жителей г. Норильска. При рассмотрении проблем, относящихся к строительству, эксплуатации зданий и сооружений в условиях Крайнего Севера, определены две их основные группы: первая -строительство, проектирование и эксплуатация зданий, вторая - психологическое и физиологическое состояние жителей северных регионов. Делается вывод, что при проектировании в экстремальных условиях Крайнего Севера определяющими являются климатические особенности местности, диктующие объёмно-планировочные, конструктивные, инженерные решения. В частности, на архитектурно-планировочные и образные решения здания школ в северных широтах, влияют такие факторы, как плотность, компактность застройки; конструктивные особенности, противостоящие неблагоприятному воздействию внешней среды; специфика прокладки инженерных коммуникаций; колористическое решение; пешеходная доступность и т.д. Перечислены законодательные акты РФ, направленные на поддержание жизнедеятельности, улучшения демографической ситуации и экономического развития районов Крайнего Севера. Для привлечения людей на север, особенно молодых специалистов, важно создать комфортные условия жизни, что в свою очередь требует строительства современной качественной архитектуры. Обеспечение населения, проживающего в экстремальных условиях, детскими садами, школами, поликлиниками и другими социально значимыми объектами - является первостепенной задачей.