Данная статья анализирует современную тенденцию оценивать деятельность ученых и преподавателей, опираясь исключительно на числовые показатели и исчисляемые результаты, а также разнообразные ответные тенденции, в том числе, сомнительные с точки зрения этики. В статье дан краткий обзор недобросовестных публикационных практик, распространение которых связано в том числе с взятым курсом на всеобщую калькуляцию результативности научной деятельности. Также показано, что закономерно начатая борьба с накруткой числовых показателей, тем не менее, нередко ставит под удар вполне добропорядочных авторов, а издатели и специалисты по наукометрии в спорных ситуациях все чаще исходят из «презумпции недобросовестности» ученого. Дальнейшее математическое усложнение наукометрических систем лишь усугубляет существующие проблемы, а борьба за числовые показатели делает мир науки все более похожим на мир компьютерных игр.
This article analyzes the current trend to evaluate the activities of scientists and teachers relying on numerical indicators and calculated results solely. The article also examines the variety of tendencies that emerge as a response to this trend including those of them which are ethically questionable. The article gives a brief overview of predatory publication practices, the spread of which relates to the trend to evaluate mathematically the effectiveness of scientific activity. It is also shown that the appropriate struggle against numerical cheating often endangers respectable authors, and publishers and specialists in scientometrics today more and more often assume in controversial situations that a scientist is unprincipled. Further mathematical amplification of scientometric systems only aggravates the existing problems, and the struggle for numerical indicators assimilates the world of science to the world of computer games.