Идея сконструированного характера социальной реальности подразумевает значимость человеческого фактора в формировании институциональных норм и культурных образцов, определяющих специфику социального общежития. В статье исследуются особенности социального конструирования в контексте феноменологического подхода А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана. Данная концепция акцентирует внимание на когнитивном стиле повседневности, который позволяет людям структурировать и понимать мир, разделяемый ими с другими, а также избегать ситуаций потери смысла и аномии. Автор статьи анализирует феномен социального конструирования в отличие от воображаемых построений социального, направленных за пределы существующего порядка вещей. Мир повседневности сравнивается с фантастической реальностью, представленной в произведении Х.Л. Борхеса «Лотерея в Вавилоне». Изображая процесс социального конструирования каким оно может быть, основанное на сходных ментальных процедурах, это произведение демонстрирует эксцессы и бесчеловечный характер данного феномена. В статье также анализируется позиция феноменологического наблюдателя социальной реальности. С одной стороны, наблюдатель дистанцируется от теоретических абстракций, воображаемых конструкций и социально-критической мысли, подрывающей существующий порядок, с другой - трансцендирует реифицированные формы социального бытия и инициирует особую форму критического восприятия действительности.
The idea of the constructed character of social reality implies human contribution to institutional arrangements and cultural patterns that determine the shape of collective existence. The article examines the specific features of social construction seen and studied in phenomenological approach by A. Schutz, P. Berger, Th. Luckmann. The concept reveals significance of daily cognitive style which enables people to structure and understand the world they share with others, escaping situations fraught with gaps of meanings and anomy. The author of the article analyzes the process of social construction, distinguishing it from imaginary building of reality that goes beyond the existed order. Reality of daily life is compared with fictional society represented in J.L. Borges’ “Lottery in Babylon”. Telling about the social construction as it may be, the story demonstrates the similarities between the mental procedures that underlie real and antiutopian (inhuman) routines. The article also centers on peculiarities of phenomenological beholder’s attitude towards sociality. On the one hand, it tends to be free from any theoretical abstractions, imaginary constructions or critical destruction of reality, on the other - inclines to transcend the reified forms of social being and engenders a certain critical message.