Статья представляет собой развернутую рецензию-размышление по мотивам книги И. Каспэ «В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры» (М.: Новое литературное обозрение, 2018. 432 с.). Хотя в названии книги сделан акцент на слове «утопия», ее автор весьма расширительно трактует понятие утопического - как некий концептуальный контекст, в рамках которого оказываются «видны» «предельные» смыслы и ценности советской культуры (социализма), и, каким бы странным это ни показалось на первый взгляд, эти смыслы и ценности вращаются «около» разных трактовок героизма и счастья. В статье реконструирована содержательная логика повествования автора, а также представлена формальная структура книги, позволяющая автору с разной степени убедительности демонстрировать читателям эвристический потенциал утопии как аналитической исследовательской метафоры. В частности, показано, как последовательно, начиная с первой части книги и заканчивая ее итоговой, четвертой, частью (по сути, о чем автор честно предупреждает читателей в начале повествования, книга представляет собой сборник исправленных и дополненных статей, публиковавшихся в разные годы, а теперь адаптированных под задачу историко-феноменологического анализа восприятия утопии и объединенных в четыре тематических раздела), автор разрабатывает собственную концепцию утопии, опираясь не столько на ее разные трактовки, сколько на разное отношение к утопическому мышлению в разные исторические эпохи.
The article is a review-reflection on the book by I. Kaspe In Alliance with Utopia. Semantic Frontiers of the Late Soviet Culture (Moscow: New Literary Review; 2018. 432 p.). Despite the fact that the title emphasizes the word ‘utopia’, the author prefers a broad interpretation of the ‘utopian’ concept - as a kind of conceptual context which serves as a framework that makes ‘ultimate’ meanings and values of the Soviet culture (socialism) as if ‘visible’. It may seem strange at first glance, but actually these meanings and values concentrate ‘around’ different interpretations of heroism and happiness. The article reconstructs the author’s narrative logic together with the formal structure of the book, which helps the author to prove to readers (with varying degrees of credibility) the heuristic potential of utopia as an analytical research metaphor. In particular, from the first to the final parts of the book (and the author honestly informs readers in the beginning that the book is a collection of the revised articles that were published previously, but later were adapted for the task of the historical-phenomenological analysis of the perception of utopia and combined into four thematic sections) the author develops her own concept of utopia focusing rather on different attitudes to the utopian thinking than on different interpretations of utopia in different historical periods.