АКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Внимание авторов публикации сосредоточено на вопросах, актуальных для процесса преподавания иностранного языка в вузе с учетом современных требований к следованию федеральным государственным образовательным стандартам и использованию разнообразных информационнокоммуникационных технологий. В статье рассматриваются особенности таких технологий, как проектная деятельность, технология развития критического мышления и технология разноуровневого обучения. Оперируя в филологической предметной парадигме, авторы демонстрируют антропоцентрический подход к решению вопроса о преподавании академических дисциплин в вузе. В этих обстоятельствах индивидуально-личностные особенности преподавателя играют важную роль и обеспечивают учебному процессу должный уровень глубины проникновения в предмет, широты представления его междисциплинарных характеристик и логических связей с другими отраслями гуманитарного знания. В центре внимания автора оказываются такие современные информационно-коммуникационные технологии, как метод проектной деятельности и метод развития критического мышления. Оба эти метода применимы в технологии разноуровневого обучения, о чем также идет речь в статье. Практические занятия иностранным языком являются классической образовательной моделью, особенности которой рассматриваются в статье на примере особенностей преподавания дисциплины «Практический курс иностранного языка». Практические, творческие задания, требующие от обучаемых применения соответствующих проектных элементов для решения проблемных заданий, часто связанных с поиском исторических, экономических, социологических и других сведений и фактов, рассматриваются. В ходе обсуждения отмечается, что культура проектирования провоцирует творческое мышление, способность студентов к гипотетическому осмыслению обсуждаемых социально-культурных реалий, способность прогнозировать возможные варианты решения исследуемых задач. Рассмотрение особенностей технологии критического мышления показывает, что оно становится возможным в результате применение технологии проектной деятельности. Конечный продукт невозможно подготовить без опоры на выверенный текст, воспроизводимый участниками, и наличия сопутствующих основному тексту иллюстративных и развивающих положения доклада материалов, демонстрируемых с помощью технических средств с использованием медийных и цифровых технологий. В статье обосновывается возможность использования технологии критического мышления на предварительном этапе, когда перед студентами стоит задача определения содержательных компонентов представляемого материала, последовательности их предъявления, степени детализации приводимой информации или, например, объема и качества иллюстративного материала, на основе анализа которого аудитории будут предъявляться основные выводы. Авторы статьи ссылаются на различные методические приемы, за счет применения которых может быть успешно осуществлены рассматриваемые технологии, в том числе в случае обучения особенностям иноязычной культуры и иностранному языку как ее части: контрольные вопросы, составление таблиц, написание эссе, ролевые проекты, учебно-мозговой штурм, прием корзины идей, интеллектуальная разминка, прием перекрестной дискуссии. В статье также упоминается такой аспект применения технологий обучения иностранным языкам, как их встроенность в единую дидактическую систему, так как педагогические технологии, направленные на воспитание у обучающихся системы базовых гуманитарных ценностей, в том числе связанных с речевой и языковой деятельностью как на родном, так и на иностранных языках, продолжают оставаться востребованными в высшей школе. Одной из таких технологий является разноуровневое обучение. В контексте средней школы эта технология обнаруживается в том, что учебный процесс организован таким образом, что на уроке обнаруживается возможность слабому ученику получить помощь от учителя, который может уделять ему отдельное внимание. С другой стороны, в другом образовательном коллективе преподаватель может уделить больш

ISSUES IN MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT UNIVERSITIES

The authors focus on the issues of current interest in the practice of teaching foreign languages to university level students. Nowadays the whole process is lead by both the Federal Government Educational Standards and the use of information and communication technology. The article highlights such aspects of this technology as project activity, the development of critical thinking and multilevel teaching. Within the format of philological studies paradigm the authors adhere to anthropocentric approach to teaching academic disciplines to university level students. In context to these circumstances personality features of the teacher appear to be in the limelight, as they account for the expected level of teaching and the depth of the discipline's profile, as well as the connection of the latter with other branches of the humanitarian study. The article looks into current information and communication technologies and views them as applicable to multilevel teaching. As foreign language classes present a classical educational pattern, its characteristics are viewed in terms of the subject «A practical course of a foreign language». Due attention is given to practical creative tasks that imply the use of the corresponding project elements and require a quest for historical, economic, sociological and other data. As a result, project culture provokes creative thinking, the students' ability to take part in hypothetical discussion of social and cultural realia and their ability to form prognosis concerning probable solutions. The technology of critical thinking vividly shows that it results from the project technology. The final product cannot succeed if not grounded in the text to be reproduced by the participants. Illustrations and comments are indispensable here. These come to life at the expense of the technical means and media devices. The article argues the technology of critical thinking can be successfully employed at the stage when the students are working out the material content components or when they decide how detailed the narration, or how big its volume. The authors refer to a variety of methods to be used. This is particularly intricate when issues of a foreign language culture are being dealt with. Final questions, charts and essay writing, role play and brainstorm are just a few of the issues here. All the above mentioned methods are part of a didactic system as they aim at working out a set of humanitarian values related to different students' activities, speech activity included. Multilevel teaching appears to be one of such methods. When applied in a Secondary school classroom it results in less advanced students getting more help from the teacher. More advanced learners also appear at an advantage, as the teacher is free to structure the class correspondingly and meet their requirements. The above mentioned features enhance the chance for the students to experience the so-called educational success. The authors conclude by saying that the technology of multilevel teaching can be used in a University level classroom with certain reservations. Whereas Secondary school level requirement, expectations and materials are same for all the students, University level requirements as well as teaching materials reflect not only the specific interest of the students, but also the level of their advancement. Thus, language groups of different levels can function within one year of studies.

Publisher
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Language
Russian
Pages
357-371
Status
Published
Year
2019
Organizations
  • 1 Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
  • 2 State-funded budget educational institution of Moscow city School No. 166
Keywords
information communication technology; project activity; critical thinking; multilevel teaching; информационно-коммуникационный; проектная деятельность; критическое мышление; разноуровневое обучение
Share

Other records