Статья посвящена рассмотрению возможных путей формирования рынка EnergyNet в России и мире. Цели/задачи. Целью исследования является выявление и комплексное рассмотрение путей формирования рынка EnergyNet в России и мире на примере позиций «дорожных карт» России и ведущих стран мира относительно развития рынка сервисов интеллектуальной энергетики и комплексных систем. В статье поставлена задача раскрыть пути формирования рынка EnergyNet в России и мире. Методология. Использована методология системного анализа, диалектический метод научного познания, методы исторического, логического и сравнительного анализа, а также экономико-статистические методы. Результаты. В статье освещаются пути отечественного и мирового развития рынка EnergyNet, предпо- сылки их возникновения, а также перспективы рынка сервисов интеллектуальной энергетики. Раскрыты позиции «дорожных карт» Российской Федерации и ведущих стран мира относительно развития рынка сервисов интеллектуальной энергетики и комплексных систем. Выявлены возможные барьеры создания рынка сервисов интеллектуальной энергетики и пути их преодоления. В статье рассматриваются про- блематичность скорого повсеместного становления интеллектуальных сетей и вопросы глобального сотрудничества России с «целевыми странами». Выводы/значимость. EnergyNet - это инновационная форма энергетической системы на четвертом этапе ее развития, возникшая в США и получившая свое развитие в Германии (проект «Электронная энергия»), Японии (концепция Digital Grid), Китае (концепция Pan Energy Net), которая объединяет энергетические сети и интернет-сети. Россия обладает в этой сфере рядом конкурентных преимуществ, и реализация российской «дорожной карты» EnergyNet по развитию рынка «умной энергетики» до 2035 г., включающего рынок оборудования, ПО, инжиниринговых и сервисных услуг для разномас- штабных комплексных систем и сервисов «умной энергетики», позволит России занять заметный сегмент мирового рынка.
The article is devoted to the consideration of possible ways of forming the EnergyNet market in Russia and in the world. Goals/Objectives. The aim of the study is to identify and comprehensively consider the ways of forming of the EnergyNet market in Russia and in the world using the positions of road maps of Russia and of the leading countries of the world regarding the development of the market of intellectual energy services and integrated systems. The article is tasked to uncover ways to form the EnergyNet market in Russia and in the world. Methodology. The methodology of system analysis, the dialectical method of scientific knowledge, the methods of historical, logical and comparative analysis, as well as economic and statistical methods are used. Results. The article highlights the paths of domestic and global development of the EnergyNet market, the prerequisites for their emergence, as well as the prospects for the market for intellectual energy services. The positions of the “road maps” of Russian Federation and of the leading countries of the world regarding the development of the market of intellectual energy services and integrated systems are disclosed. Possible barriers to the creation of a market for intellectual energy services and ways to overcome them are revealed. The article deals with the problematic nature of the fast and widespread emergence of intelligent networks and the issues of Russia’s global cooperation with “target countries”. Conclusions/Relevance. EnergyNet is an innovative form of the energy system at the fourth stage of its development, which emerged in the United States and developed in Germany (the Electronic Energy project), Japan (Digital Grid concept), China (Pan Energy Net concept), which unites energy networks and Internet networks. Russia has a number of competitive advantages in this area and the implementation of the Russian EnergyNet “road map” for the development of the smart energy market until 2035, including the equipment market, software, engineering and services for multi-scale integrated smart energy systems and services, will allow Russia to occupy a significant segment world market.