Предмет. Современное состояние промышленности России, несмотря на достижения последних лет, не может служить основой для намеченного «прорыва». Когда в ведущих экономиках реализуются программы перехода на новый технологический уровень, «новая реальность» для России усугубляется внешними вызовами, и если медлить, то отставание от развитых стран станет непреодолимым.
Цели. Определение структурных параметров экономики, которые могут стать точками роста конкурентоспособности, анализ соотнесения ПП и других видов госрегулирования. Предложения, направленные на повышение эффективности ПП.
Методология. Использовались данные Росстата, ООН, ОЭСР, ВЭФ в Давосе, применялись метод экспертных оценок, сравнительный анализ, другие компаративные методики.
Результаты. Установлено, что инструменты ПП чувствительны к уровню компетентности государственного менеджмента, содержат коррупционные риски и нарушают принципы конкурентного рынка. Их альтернатива - так называемые институты открытого доступа. Однако институты в транзитивных экономиках несовершенны, и без процедур госрегулирования сложно обеспечить успех догоняющего развития. Установлено, что интегрироваться в международное разделение труда надо вновь создаваемыми «сравнительными преимуществами» с опорой на опережающий рост высокотехнологичных производств. В связи с этим рассмотрен вопрос о «целевой кредитной эмиссии» как источнике финансирования наукоемкого сектора, поскольку практика «заимствования» знаний и технологий опасна консервацией научно-технической отсталости.
Выводы. Высказана гипотеза, что переход на уровень «Промышленность 4.0» будет сопровождаться «созидательным разрушением» многих глобальных цепочек стоимости, что создает «окно возможностей» для индустриального комплекса России.
Importance Notwithstanding the recent achievements, the contemporary industrial sector of Russia cannot become the platform for further breakthrough. While the leading economies reach a new technological level, Russia has to deal with external challenges, thus lagging behind the developed countries.
Objectives The research attempts to determine structural characteristics of the economy, which may become points of growth in competitiveness. We also analyze the consistency of industrial policy and other types of governmental regulation. The article outlines our suggestions for making the industrial policy more efficient.
Methods The research draws upon data from the UN, OECD, World Economic Forum and applies the expert assessment method, comparative analysis and other comparative techniques.
Results The industrial policy tools are found to be susceptible to the competence level of governmental authorities, implying corruption risks and undermine the competitive market principles. They can be substituted with the so called open access institutions. However, economies in transit do not have perfect institutions. So, it is difficult to succeed in the outstripping development without governmental regulation procedures in place. Comparative advantages are proved to be a channel to the international division of labor, focusing on the outstripping growth in high-tech production. Thus, we consider the issue of special credit issue as a source of finance for the knowledge-intensive sector since borrowing of knowledge and technologies may push the country into a long-standing scientific and technological backwardness.
Conclusions We assume that Russia will be able to attain the Industry 4.0 level by constructively breaking many global value chains, thus opening opportunities for Russia's industrial sector.