ВВЕДЕНИЕ. Изменение климата - это важнейший мегатренд, который оказывает мультипликативный эффект на суверенитет государств (особенно контрастно это видно на примере малых островных развивающихся государств, чьи территории в ближайшее время могут исчезнуть - уйти под воду); вынужденное перемещение населения как внутри государств, так и за их пределы («экологические беженцы», «климатические беженцы»); увеличение нагрузки на природные ресурсы; рост числа стихийных бедствий; опустынивание и дефицит воды. Противодействовать изменению климата можно только сообща на международном уровне и в соответствии с международным правом. Поскольку проблема изменения климата стала достаточно недавно обсуждаться на международном уровне, то появилась острая необходимость в создании новых и адаптации имеющихся международно-правовых актов. В результате консенсуса позиций развитых и развивающихся государств в 1992 г. появилась Рамочная конвенция ООН по изменению климата, затем, в 1997 г., - Киотский протокол, а в 2015 г. - Парижское соглашение. В рамках ежегодных конференций сторон этих международных соглашений принимаются десятки решений, обладающих рекомендательной силой, но оказывающих существенное влияние на поддержание международного режима противодействия изменению климата. Более того, в различных отраслях международного права (международном праве прав человека, международном экономическом праве, международном воздушном праве, международном морском праве) принимаются акты обязательного и рекомендательного характера с целью предотвращения изменения климата и адаптации к свершимся изменениям. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование основано на значительном объеме материалов, включая международно-правовые акты, акты рекомендательного характера, национальное законодательство Российской Федерации, а также современные доктринальные исследования российских и зарубежных авторов. Методологическую основу исследования составили общенаучные (метод логического и системного анализа, диалектический метод, методы дедукции и индукции) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы, метод правового моделирования и прогнозирования) методы познания. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе проведенного исследования автор проанализировал различные международные акты обязательного и рекомендательного характера, обобщил доктринальные позиции, выдвинутые российскими и западными правоведами и изложенные в отечественной и зарубежной научной литературе, предложил внести изменения в российское законодательство с целью соответствия международному праву в сфере противодействия изменению климата. В статье обобщаются рассматриваемые подходы и делаются выводы относительно позиционирования Российской Федерации и США по отношению к формированию международно-правового режима противодействия изменению климата. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Международно-правовые документы в сфере противодействия изменению климата как обязательного, так и рекомендательного характера принимаются в области международного экологического права, международного права прав человека, международного воздушного права, международного морского права, международного экономического права. Это говорит о том, что сегодня складывается международно-правовой режим противодействия изменению климата. Борьба с изменением климата тесно взаимосвязана с Целями в области устойчивого развития (2016-2030), что также необходимо учитывать в процессе реализации международного и национального права. Причем к реализации положений международно-правовых актов призываются не только государства и международные межправительственные организации, но и неправительственные акторы (крупные города, ТНК, НПО). Делается вывод о необходимости детального отслеживания изменений, происходящих на международной арене в части борьбы с изменением климата, участия в них Российской Федерации с целью выработки отечественным законодателем собственной позиции в отношении регулирования тех или иных вопросов, связанных с противодействием изменению климата.
INTRODUCTION. Climate change is the most important megatrend, which has a multiplier effect on the following: sovereignty of States (especially in contrast to the example of small island developing States whose territories may soon disappear - “to go under water”), forced displacement of the population both within States and outside (“environmental refugees”, “climate refugees”), increasing pressure on natural resources, increasing the number of natural disasters, desertification and water deficiency. It is possible to combat climate change only jointly at the international level and in accordance with international law. Since the problem of climate change has recently been discussed in the international field, there is an urgent need to create new instruments in international law and to adapt existing instruments. As a result of the consensus of positions of developed and developing States in 1992, the UN Framework Convention on Climate Change, then in 1997 by the Kyoto Protocol, and in 2015 - the Paris Agreement. Dozens of decisions are issued at the annual Conferences of the parties to these international agreements, which have a recommendatory force, but which have a significant impact on the maintenance of the international regime for combating the climate change. Furthermore, in various branches of international law (international human rights law, international economic law, international air law, international maritime law), mandatory and recommendatory acts are adopted to prevent climate change and adapt to the happened changes. MATERIALS AND METHODS. This study is based on a significant amount of materials, including international legal acts, recommendatory acts, national legislation of the Russian Federation, as well as modern doctrinal studies of Russian and foreign authors. The methodological basis of the research is the general methods of cognition (method of logical and systematic analysis, dialectical method, methods of deduction and induction) and specific methods of science (historical legal, comparative legal and formal legal methods, method of legal modeling and forecasting), and the method of legal forecasting. RESEARCH RESULTS. In this research the author analyzed various international mandatory and recommendatory instruments summarized the doctrinal positions of Russian and Western legal scholars and set out in domestic and foreign scientific literature, proposed amendments to Russian legislation to comply with international law in the field of combating climate change. The article summarizes the approaches under consideration and draws conclusions regarding the positioning of the Russian Federation and the United States in relation to the formation of an international legal regime for combating climate change. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. International legal documents on combating climate change, both binding and recommendatory, are adopted in the field of international environmental law, international human rights law, international air law, international maritime law, international economic law. This shows that today there is an international legal regime to combat climate change. The combating climate change is closely interconnected with the Sustainable Development Goals (2016-2030), which should also be taken into account in the implementation of international and national law. Moreover, not only States and international intergovernmental organizations, but also non-governmental actors (large cities, TNCs, NGOs) are being called to implement the provisions of international legal instruments. It is concluded that there is a necessity to closely monitor the ongoing changes in the international field in the fight against climate change, the participation of the Russian Federation in them in order to develop their own position regarding the regulation of various issues related to combating climate change.