Рассматривается вопрос о развитии толерантности у учащихся основной школы в контексте отечественного инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию толерантных отношений между одноклассниками. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Представлены и проанализированы способы развития толерантности, приведённые в шести диссертациях на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Все работы посвящены развитию общей или этнокультурной толерантности. Показано, что ни в одной из них не изучается отношение к подросткам с ограниченными возможностями здоровья, что представляется авторам неожиданным в контексте инклюзивного образования. Кроме того, ни в одной из рассматриваемых диссертаций не уделяется внимания всем классам, входящим в понятие «основная школа» (с 5-го по 9-й). Отмечается, что большинство исследователей предлагают развивать терпимость подростков с помощью проблемных дискуссий. Авторы останавливаются на позиции, что формирование основ толерантности должно происходить в начальной школе, а в 5-9-х классах следует уже заниматься развитием данного качества. Новизна исследования заключается в идее, суть которой состоит в дополнении образовательных стандартов, разрабатываемых для будущих учителей и педагогов-психологов, новой дисциплиной: «Актёрское мастерство в педагогической практике».
The development of tolerance among secondary school students in the context of national inclusive education is considered. Special attention is paid to the creation of tolerant relations between classmates. The relevance of the chosen topic is determined by the implementation of the Federal law "On education in Russian Federation," providing the use of inclusive techniques and technologies in learning and education. The ways of development of tolerance cited in six PhD of Education thesis are presented and analyzed. All works are dedicated to the development of general or ethno-cultural tolerance. It is shown that none of them examine the relation to adolescents with disabilities that is unexpected for the authors in the context of inclusive education. In addition, none of these dissertations pay attention to all classes within the concept of "basic school" (from 5th to 9th). It is noted that the majority of researchers propose to develop the tolerance of adolescents through problematic discussions. The authors focus on the position that the formation of tolerance foundations should happen in elementary school, and in 5-9 classes one has to deal with the development of this quality. The novelty lies in the idea, the essence of which is to supplement the educational standards for future teachers and educational psychologists by the new discipline "Acting skills in teaching practice."