В статье рассматриваются теоретические предпосылки изучения связи застенчивости как личностной черты и межкультурной адаптации иностранных студентов. Одной из основных целей современных образовательных систем является стимулирование межкультурного и академического обмена и создание межнациональной образовательной среды. Адаптация иностранных студентов к новой культуре и к образовательному процессу реализуется посредством общения, поэтому в процессе адаптации предполагается особый вклад личностных черт, имеющих отношение к общению. Концептуализация застенчивости как личностной черты основана главным образом на западных эмпирических исследованиях. Обнаружены различные нейрологические, физиологические, психологические и культурные особенности застенчивости, выделяющие ее как отдельный психологический феномен. Среди современных направлений исследований застенчивости выделяется ее роль в адаптации к различным социальным взаимодействиям и обстоятельствам. Однако проблеме застенчивости в контексте межкультурной адаптации студентов в настоящее время уделено мало внимания. В данной статье авторами предпринята попытка обозначить точки соприкосновения феноменов застенчивости и межкультурной адаптации и обосновать перспективность данного направления исследований.
The article considers the theoretical background for studying the conection between shyness as a personality trait and students’ intercultural adjustment. One of the principal goals of the contemporary educational systems is to stimulate knowledge and cultural interchange and form a multicultural educational environment. The adjustment of foreign students to a new culture as well as to the educational process is realized through communication, therefore the personality traits related to social interaction are expected to give their contribution to this process. Shyness as a personality trait has been conceptualized mostly based on the western empirical research. Many neurological, physiological, psychological, social and cultural correlates have been brought to light. Among the contemporary lines of investigation on shyness it is important to emphasize the role of this feature in different social interactions and circumstances. Nevertheless, the association of shyness and the intercultural adjustment hasn’t been considered in studies up to now. In the present article the authors tried to mark out the main points of contiguity of these two phenomena and ground the potential of this line of investigation.