Сравнительный анализ психоэмоциональной и когнитивной сферы младших школьников, проживающих на территории Москвы с отличающимися средовыми условиями

В работе представлен сравнительный анализ психоэмоциональной и умственной деятельности младших школьников, проживающих на территории Москвы с отличающимися средовыми условиями. Исследование были проведены на выборке 206 младших школьников (учеников первого класса), возраста 7,8-8,9 лет, которые обучались в начальных школах, расположенных в разных районах столичного мегаполиса - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) и Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). В зависимости от средовых условий (экологических и социальных) испытуемые были разделены на 4 подгруппы. Первая подгруппа Э1 (Э-, С-) школьников находилась под влиянием негативных факторов социальной (низкий социально-экономический статус семьи, неполные семьи, негармоничные родительски-детские отношения) и экологической среды (атмосферное загрязнение, шум, промышленные зоны). Вторая подгруппа Э2 (Э-, С+) учеников жила в экологически неблагоприятной и благоприятной социальной среде (высокий социально-экономический статус семьи, полные семьи, гармоничные родительски-детские отношения). Третья подгруппа Э3 (Э+, С-) школьников жила в экологически благоприятной и неблагоприятной социальной среде. Четвертая группа учеников, условно обозначенная нами как контроль К (Э+, С+), жила в благоприятной экологической (отсутствие промышленных зон, наличие лесопарковой зоны) и социальной среде. Наше исследование показало, что в столичном районе (ЮВАО), где действие неблагоприятной физической среды имеет более сильный, выраженный характер, чем социальная среда, психо-эмоциональное состояние, когнитивное развитие и течение адаптационных процессов младших школьников проходит с перенапряжением функциональных систем. Как следствие этих воздействий в неблагополучном по средовым условиям ЮВАО уровень заболеваемости детей был выше, чем в благоприятном ЮЗАО.

The comparative analysis of the psychoemotional and cognitive sphere of the schoolboys living in the territory of Moscow with different environmental conditions

The study presents a comparative analysis of psycho-emotional and mental activity of junior schoolchildren living in Moscow with different environmental conditions. The study was conducted on a sample of 206 primary school children (students of the first grade), age 7,8-8,9 years old who attended primary schools located in different districts of the capital city - South-Western administrative district (SWAD) and South-Eastern administrative district (SEAD). Depending on environmental conditions (ecological and social) subjects were divided into 4 groups. The first subgroup of E1 schoolboys were under the influence of negative social factors (low socio-economic status family, single-parent families, and inharmonious child-parent relationships) and environment (air pollution, noise, industrial areas). The second subgroup E2 of schoolboys lived in ecologically adverse and favorable social environment (high socio-economic status of the family, a complete family, a harmonious parent-child relationship). The third subgroup E3 schoolboys lived in ecologically favorable and unfavorable social environment. The fourth group, conditionally designated as a control of schoolboys lived in a favorable ecological (lack of industrial zones, the forest zone) and the social environment. Comparative analysis of the investigated sub-groups of schoolboys confirmed the existence of differences in the indicators of the development of psycho-emotional and cognitive development of children living in different environmental conditions. Our study showed that in the SEAD, where the action of unfavorable physical environment has a stronger, more pronounced than the social environment psycho-emotional state, cognitive development and for the adaptation processes of schoolboys takes place with overvoltage functional systems. As a consequence of these impacts, affected-environmental conditions of the southeastern administrative area, the level of morbidity of children was higher than favorable in the South.

Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
9-21
Status
Published
Year
2016
Organizations
  • 1 Peoples Friendship University of Russia
  • 2 Vladimir State University
Keywords
младшие школьники; факторы среды; антропогенные факторы; психо-эмоциональный статус; когнитивные функции; столичный мегаполис; schoolboys; environment factors; anthropogenous factors; psycho-emotional status; cognitive functions; capital megalopolis
Share

Other records