Сравнительный подход как базовая исследовательская ориентация: ключевые методологические проблемы

На сегодняшний день Социологическая лаборатория Российского университета дружбы народов обладает огромным опытом в сфере проведения сравнительных исследований, частично отраженным в публикациях авторов по результатам массовых опросов, реализованных в Москве, Майкопе, Пекине, Гуанчжоу, Праге, Белграде и Приштине. Однако в большинстве своем эти работы фокусируются на сопоставительном анализе эмпирических данных, а не на методологических и методических аспектах кросс-культурных исследований. Цель статьи - обозначить базовые проблемы сравнительных исследований, которые зачастую становятся очевидны только в том случае, если вы сами реализуете социологический проект - начиная с формулировки исследовательской проблемы и согласования ее теоретической и эмпирической интерпретации со всеми сторонами (участвующими в исследовании странами) и заканчивая интерпретацией и сравнением полученных данных. Авторы статьи уверены, что сегодня никто из социологов не будет оспаривать важность и нужность сравнительных исследований, однако мало кто заинтересован в обсуждении методологических проблем сопоставительного анализа. На наш взгляд, ключевые проблемы сравнительных исследований можно объединить в следующие группы: (1) использование разработанного для одной страны инструментария в ином социокультурном контексте (трудности перевода и адаптации вопросов к иным социальным реалиям и мировоззренческим схемам; проблемный статус стандартизации и качественного подхода); 2) отбор «правильных» респондентов и релевантных кейсов (культур); 3) разработка дизайна исследования, или обоснование последовательности шагов (что следует делать первым - выбирать методологию или методику); 4) применение апробированных во внутристрановом контексте методик для кросс-культурных проектов (насколько это возможно в принципе и для конкретных проектов в частности).

Comparative analysis as a basic research orientation: Key methodological problems

To date, the Sociological Laboratory of the Peoples’ Friendship University of Russia has accumulated a vast experience in the field of cross-cultural studies reflected in the publications based on the results of mass surveys conducted in Moscow, Maikop, Beijing, Guangzhou, Prague, Belgrade, and Pristina. However, these publications mainly focus on the comparisons of the empirical data rather than methodological and technical issues, that is why the aim of this article is to identify key problems of the comparative analysis in cross-cultural studies that become evident only if you conduct an empirical research yourself - from the first step of setting the problem and approving it by all the sides (countries) involved to the last step of interpreting and comparing the data obtained. The authors are sure that no sociologist would ever doubt the necessity and importance of comparative analysis in the broadest sense of the word, but at the same time very few are ready to discuss its key methodological challenges and prefer to ignore them completely. We summarize problems of the comparative analysis in sociology as follows: (1) applying research techniques to the sample in another country - both in translating and adapting them to different social realities and worldview (in particular, the problematic status of standardization and qualitative approach); (2) choosing “right” respondents to question and relevant cases (cultures) to study; (3) designing the research scheme, i.e. justifying the sequence of steps (what should go first - methodology or techniques); (4) accepting the procedures that are correct within one country for cross-cultural work (whether or not that is an appropriate choice).

Authors
Publisher
Российский университет дружбы народов
Number of issue
4
Language
English
Pages
7-19
Status
Published
Volume
15
Year
2015
Organizations
  • 1 Peoples Friendship University of Russia
Keywords
сравнительный анализ; кросс-культурное исследование; количественный и качественный подходы; методологические принципы и проблемы; методические решения; сопоставимость данных; лингвистическая; функциональная и прагматическая эквивалентность; comparative analysis; cross-cultural study; quantitative and qualitative approach; methodological principles and challenges; technical decisions; comparability; linguistic; functional and pragmatic equivalence
Date of creation
30.10.2018
Date of change
18.03.2020
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/22389/
Share

Other records